Турецкий вопрос — неминуемый конфликт
1901 год
Подробнее в книге "Великие народы наших дней"

В предыдущих размышления мы остановились на событиях седьмой трубы (книга Откровение 8-я, 9-я главы и 11-я глава (15-19 стихи)), которая охватывает период от упадка Римской Империи и до самого конца мира. Последние три трубы (являясь сами по себе символами войны) отмечены особой характеристикой «горя», связанной именно с ними (Откровение 8:13).

Пятая труба (первое «горе»), как мы выяснили, знаменует собой возникновение и распространение исламской власти, тогда как шестая труба (второе «горе») простирается на период в 391 год (9-я глава, 15-й стих), который закончился в августе 1840-го года, когда независимость Османской Империи исчезла, а сама империя стала зависеть от Великих Держав.

Продолжая, пророк говорит в 11-й главе (14-й стих): «Второе горе прошло; вот, идет скоро третье горе». Мы цитировали весь остаток этой главы, чтобы показать, что это горе простирается до самого конца. Пожалуйста, прочтите эти тексты снова, поскольку мы будем изучать их далее.

Каждая фраза в этом отрывке, повествующем о звучании седьмой трубы, провозглашает конец всего, что есть в этом мире. Взглянем на эти детали:

1. «И седьмой Ангел вострубил, и раздались на небе громкие голоса, говорящие: царство мира соделалось [царством] Господа нашего и Христа Его, и будет царствовать во веки веков» (Откр.11:15).
Царства мира сего становятся царствами Христа; начинается Его царство, когда Он будет царствовать Сам, на Своём собственном троне, Свой собственной силой и властью, и этому царству уже не будет конца.

2. «И рассвирепели язычники (народы); и пришел гнев Твой и время судить мертвых и дать возмездие рабам Твоим, пророкам и святым и боящимся имени Твоего, малым и великим, и погубить губивших землю» (Откр.11:18).

«Рассвирепели народы»: народы и правители знают об этом, и каждый из них пребывает в постоянном страхе перед любым движением со стороны других, постоянно укрепляя свою силу, ожидая скорого начала войны, в чём они нисколько не сомневаются.

Они трепещут от малейшего шага, который может привести к вражде из-за опасности начала войны в любой момент, ведь в этом случае война вовлечёт абсолютно всех в одну общую бойню, из которой не будет никакого выхода кроме всеобщего уничтожения, война в которой не будет победителей.

Один из ведущих мировых лидеров верно отметил, что только ради предотвращения опасности мировой войны Османское правительство продолжают поддерживать на протяжении последних пятидесяти лет.

Прочтём следующее высказывание из выступления лорда Солсбери в Мэншн- хауз 9 ноября 1895 года: «Турция вот уже пятьдесят лет находится в таком интересном положении, главным образом по причине великих мировых держав, решивших, что для процветания христианства Османскую империю необходимо оставить. Они пришли к этому выводу около полувека назад. Я не думаю, что они изменили это решение сегодня. Опасность падения Османской Империи состоит не только в захвате её территорий, а в том, что огонь, зажжённый там, распространится на другие народы, и вовлечёт все самые мощные и цивилизованные европейские державы в губительное и страшное противостояние. Такой была опасность, которую видели наши отцы, решив сделать целостность и независимость Османской Империи вопросом европейских договорённостей, и эта опасность продолжает оставаться актуальной».

Невозможно предоставить более ясные, простые и убедительные доказательства исполнения пророчества, чем данные в этом выступлении – пророчества о том, что мир во время седьмой трубы трепещет, ибо «рассвирепели народы».

Прочтём также следующие слова из выступления премьер министра в Мэншн-хауз: «В течение этих переговоров ничто не впечатляло мой ум более, чем намерение Великих Держав действовать вместе, их глубокое понимание ужасающих опасностей, к которым может привести любое разногласие в их действиях. Даже те из них, кто по общественным оценкам имеют репутацию нетерпимых, разделили с остальными всеобщее стремление решать этот сложнейший вопрос с надеждой урегулировать его, и действовать так, чтобы сохранить все державы в едином русле, движимыми общим мотивом к общей цели, К БЛАГОРОДНОЙ ЦЕЛИ, - миру в христианстве, и одному духу, управляющему их действиями.

ИЗУМИТЕЛЬНЫЙ ПОВОРОТ СОБЫТИЙ

Как изумительно то, что пока воины и правители, которым Бог поручил носить меч, делают всё возможное день и ночь, чтобы сохранить мир на нашей планете, церкви и религиозные издания, которым Бог поручил нести «мир на землю», денно и нощно призывают к войне!

Но дело не только в том, что «рассвирепели народы», и должна начаться война всемирная и страшная. Это ещё не всё. Чем же всё это закончится? Читайте далее о событиях седьмой трубы (Откровение 11:18).

ВСЕМИРНЫЙ КРИЗИС

3. «И пришёл гнев Твой» (Откр.11:18). Гнев Божий выражается в «семи последних язвах» (Откровение 15:1). Их природа и действие записаны в книге Откровение (16:1-21); и они оканчиваются точно в тот момент, и теми же событиями, которые отмечены в 11-й главе (19-м стихе) как окончание седьмой трубы, что есть ничто иное, как конец всего земного.

4. «И время судить мертвых» (Откр.11:18). А поэтому в данное время необходимо проповедовать не войну, а «вечное Евангелие» мира «всякому племени и колену, и языку и народу; и говорил он громким голосом: убойтесь Бога и воздайте Ему славу, ибо наступил час суда Его, и поклонитесь Сотворившему небо и землю, и море и источники вод» (Откровение 14:6,7).

5. «И дать возмездие рабам Твоим, пророкам и святым и боящимся имени Твоего, малым и великим, и погубить губивших землю» (Откр.11:18). Возмездие и награда святых будет дана им при воскресении праведных во время пришествия Господа во славе. Ибо Он Сам говорит: «Се, гряду скоро, и возмездие Мое со Мною, чтобы воздать каждому по делам его» (Откровение 22:12).

Те же, кто назван нечестивыми, будут «истреблены явлением пришествия Его» (2-е Фессалоникийцам 1:7-10; 2:8). Ибо «небо скрылось, свившись как свиток; и всякая гора и остров двинулись с мест своих. И цари земные, и вельможи, и богатые, и тысяченачальники, и сильные, и всякий раб, и всякий свободный скрылись в пещеры и в ущелья гор, и говорят горам и камням: падите на нас и сокройте нас от лица Сидящего на престоле и от гнева Агнца; ибо пришел великий день гнева Его, и кто может устоять?» (Откровение 6:14-17).

6. «И отверзся храм Божий на небе, и явился ковчег завета Его в храме Его; и произошли молнии и голоса, и громы и землетрясение и великий град» (Откровение 11:19). Дополнение этому описанию громов, и прочего, содержится в 16-й главе (стихи 17-21): «Седьмой Ангел вылил чашу свою на воздух: и из храма небесного от престола раздался громкий голос, говорящий: совершилось! И произошли молнии, громы и голоса, и сделалось великое землетрясение, какого не бывало с тех пор, как люди на земле. Такое землетрясение! Так великое! И город великий распался на три части, и города языческие пали, и Вавилон великий воспомянут пред Богом, чтобы дать ему чашу вина ярости гнева Его. И всякий остров убежал, и гор не стало; и град, величиною в талант, пал с неба на людей; и хулили люди Бога за язвы от града, потому что язва от него была весьма тяжкая» (Откровение 16:17-21).

Все эти особенности, содержащиеся в перечисленных нами пунктах, все эти события согласно слову Божьему «придут быстро» после 11 августа 1840 года, или вскоре после того, как пройдёт время правления Османской Империи посредством своей собственной силы.

Всё это будет вскоре после того, как эта империя посредством великих держав будет сделана осадным рвом, или преградой против «рассвирепевших народов», готовых начать всемирную войну. С того времени прошло почти два века, и теперь ввиду неоспоримых фактов и опасностей, стоящих перед правительствами и устрашающих народ, ввиду всего того, что нависает над нашим миром, - насколько же сегодня актуально это выражение, что всё описанное «придёт быстро»! Готовьтесь, готовьтесь, готовьтесь! Кто же будет готов? Кто уже готов?

КАК ДАНИИЛА ПОЛУЧИЛ ОТВЕТ НА МОЛИТВУ

Теперь, принимая во внимание те открытия, которые мы уже сделали, обратимся к другому тексту из Слова Божьего, чтобы узнать о нашем времени, и о месте в нём Турции и других народов.

«В третий год Кира, царя Персидского», или в 536-м году до Р.Х. Даниил был сильно обеспокоен работой Божьей и продвижением Его дела в мире (Даниил 10:1). В первый год Кира он издал указ о возвращении Израиля в свою землю и о восстановлении храма Божьего в Иерусалиме. Когда же язычники, жившие в той земле, не были допущены к строительству дома Божьего и города, чтобы воплотить свои беззаконные планы, они подкупили советников во дворе Кира, чтобы вовсе остановить строительства храма. И эти советники служили при дворе Персидском во все дни Кира. Смотри книгу Ездры, 4-ю главу.

Сам Даниил был главным должностным лицом в правительстве Кира. Вскоре он обнаружил эти интриги и их назначение. Но вместо того, чтобы противодействовать им ответными интригами, он решил в своём сердце взыскать Бога, чтобы узнать Его совет, и позволить Ему самому расстроить эти козни и привести к успеху Своё дело в этом мире.

Три полных недели Даниил искал Бога, постился, молился и исповедовался, чтобы познать волю Божью в эти сложные времена. По истечении трёх недель ангел Гавриил пришёл к нему в видении, и сказал: «Не бойся, Даниил; с первого дня, как ты расположил сердце твое, чтобы достигнуть разумения и смирить тебя пред Богом твоим, слова твои услышаны, и я пришел бы по словам твоим» (Даниил 10:12).

Если уже целых три недели Даниил был в посте, а уже «в первый день» его слова были услышаны, и ангел был послан, то что же в таком случае послужило причиной такой долгой задержки ангела? Следующий текст открывает нам причину: «Но князь царства Персидского стоял против меня двадцать один день», что составляет три полных недели.

Чтобы ответить на молитву Даниила, ангел должен был отправиться во дворец Кира, участвовать в его советах, чтобы противостоять нанятым советникам.

Затем Ангел продолжает: «но вот, Михаил, один из первых князей, пришел помочь мне, и я остался там при царях Персидских. А теперь я пришел возвестить тебе, что будет с народом твоим в последние времена, так как видение относится к отдаленным дням… Затем он сказал: «знаешь ли, для чего я пришел к тебе? Теперь я возвращусь, чтобы бороться с князем Персидским; а когда я выйду, то вот, придет князь Греции. Впрочем я возвещу тебе, что начертано в истинном писании; и нет никого, кто поддерживал бы меня в том, кроме Михаила, князя вашего».

ОТ ДАРИЯ ДО АЛЕКСАНДРА

Таковы последние тексты 10-й главы книги Даниила. В 11-й же главе ангел открывает значение того, что должно происходить «в последние дни». Делая это, он начинает с того самого времени, в которое жил Даниил, и прослеживает историю вплоть до конца мира и воскресения мёртвых.

11-я глава книги Даниила содержит слова этого ангела. Он говорит: «Итак я с первого года Дария Мидянина стал ему подпорою и подкреплением. Теперь возвещу тебе истину: вот, еще три царя восстанут в Персии (Камбис, Смердис и Дарий Гистасп); потом четвертый (Ксеркс Агасфер из книги Есфирь) превзойдет всех великим богатством, и когда усилится богатством своим, то поднимет всех против царства Греческого». Ксеркс повёл пятимиллионную армию через Геллеспонт на войну с Грецией.

Как только ангел упоминает Грецию, он пропускает оставшуюся историю Персии и обозревает историю Греции, говоря: «И восстанет царь могущественный (Александр Великий), который будет владычествовать с великою властью, и будет действовать по своей воле» (смотри также Даниила 8:20,21). «Но когда он восстанет, царство его разрушится и разделится по четырем ветрам небесным (смотри Даниила 8:22), и не к его потомкам перейдет, и не с тою властью, с какою он владычествовал; ибо раздробится царство его и достанется другим, кроме этих».

После смерти Александра среди многих могущественных правителей и генералов его двора наступил период замешательства, который продлился около двадцати лет. Наконец, было достигнуто разделение на четыре части, как и сказал ангел – «по четырём ветрам небесным» - на восток, на запад, на север и на юг.

Селевк заполучил себе восточные земли, простирающиеся от Сирии, и до реки Инд. Кассандр стал править Македонией и другими греческими землями на западе. Лисимах взял Фракию и Вифинию на севере – территорию, центром которой в то время была Византия, а сейчас – Константинополь. И наконец Птолемей получил Египет на юге.

«В ПОСЛЕДНЕЕ ВРЕМЯ»

Сказав о том, как владения Александра будут разделены на четыре части, ангел обращает внимание на два царства – «царя южного», и «царя северного». И в текстах с 5-го по 14-й он говорит исключительно о цепи главных событий между этими двумя царствами.

В 14-м стихе Римская власть – «дети разбойников» (примечание на полях) – выходит на арену, и занимает обширное внимание ангела на долгий срок – «вплоть до времени конца» (стих 35-й). Наконец, в 40-м стихе ангел, упоминая время конца, снова говорит о «царе южном» и «царе северном».

Территории северной и южной части разделённого царства Александра остаются соответственно «царством северным» и «царством южным» до самого конца, и поэтому с самого начала и до самого конца, какая бы власть не занимала эти соответственные территории, они называются «царём северным», или «царём южным». Следовательно, какая бы стана в последнее время ни занимала территорию Фракии и Вифинии, бывшей во владении Лисимаха, будет называться «царём северным», как и царство самого Лисимаха.

Нет необходимости повторять свидетельства, полностью предоставленные в прошлой теме, в доказательство того, что наш мир, как и мы сегодня, начиная с 1840-го года, живём «во время конца».

И теперь, поскольку Константинополь является центром территории, первоначально принадлежавшей Лисимаху как первому «царю северному», и поскольку власть, царящая в Константинополе распространяется практически на ту же территорию, что была и у Лисимаха, весьма очевидно, что эта власть и указана термином «царь северный» в последних текстах 11-й главы книги Даниила, и является таковой в наши дни.

А поскольку именно власть Турции теперь владеет Константинополем и территориями, первоначально принадлежавшими Лисимаху, первому «царю северному», ясно также и то, что именно к власти Турции относятся слова «царь северный» в последних пяти текстах 11-й главы книги Даниила.

ЦАРЬ СЕВЕРНЫЙ И ЕГО КОНЕЦ

В 44-м стихе ангел говорит о царе северном – о власти Турции – «Слухи с востока и севера встревожат его, и выйдет он в величайшей ярости, чтоб истреблять и губить многих». Эти слова исполнились во время крымской войны, когда Россия с севера и востока воевала против Османской Империи, а Турецкая власть была спасена только благодаря поддержке военной силе Великобритании и других союзников.

А теперь последний текст 11-й главы Даниила повествует о двух событиях, которые вскоре будут иметь место, а именно, изгнание турецкой власти из Константинополя и устранение Османской Империи. Таковы слова ангела об этом долгожданном событии: «И раскинет он царские шатры свои между морем и горою преславного святилища; но придет к своему концу, и никто не поможет ему» (Дан.11:45).

Сам Константинополь находится «между морями». Но это не соответствует словам ангела. Да, это так, но о нём сказано, что он раскинет шатры своего дворца между морями и «славной святой горой».

Последний термин не может означать что-либо другое, кроме Иерусалима, поскольку даже сегодня Иерусалим в переводе с турецкого и арабского языков означает «святое».

Поэтому очевидно, что престол Османской Империи будет перемещён из Константинополя, и будет наконец поставлен в Иерусалиме, а затем также очевидно, что эта власть придёт к концу.

Да, «он придет к своему концу, и никто не поможет ему». Это выражение показывает, что он ещё раньше «пришёл бы к своему концу», если бы кто-то ему не помог. Мы уже убедились в правдивости этих слов, проследив их исполнение, начиная с 1840-го года.

А осенью и зимой 1895- 96-го годов эта власть стояла на грани изгнания из Константинополя. Но и во время данного кризиса эта власть получила чью-то помощь, и до сих пор остаётся на своём месте. Однако настанет тот день, и настанет скоро, когда Османская Империя будет устранена из Константинополя, и перейдёт в Иерусалим, и тогда «царь северный» придёт к своему концу, и никто уже не поможет ему. И ему будет положен конец именно потому, что никто ему уже не поможет.

КОГДА ЖЕ ОН ПРИДЁТ К СВОЕМУ КОНЦУ?

Это ещё не всё. Ангел не окончил на этом свою речь. Он продолжает: «И восстанет в то время Михаил, князь великий, стоящий за сынов народа твоего; и наступит время тяжкое, какого не бывало с тех пор, как существуют люди, до сего времени; но спасутся в это время из народа твоего все, которые найдены будут записанными в книге. И многие из спящих в прахе земли пробудятся…» (Даниил 12:1,2).

Уйдёт ли турецкая власть из Константинополя, и когда? Будет ли она упразднена, и если да, то когда? Таковы вопросы, волнующие и интересующие множество людей, изучающих эту тему. Однако, какими бы волнующими, интересными и многогранными ни были эти вопросы, есть один бесконечно более волнующий вопрос: «Что же будет, когда всё это исполнится? Чего ожидать в эти дни?»

Слово Божье говорит, что «в то время» на земле настанет такое время скорби, какого ещё не было с тех пор, как существуют люди. Явные и неоспоримые доказательства говорят нам о том, что именно этого великие страны и боятся, и именно для предотвращения этого вселенского «горя» всемирной войны и смятения данные великие державы как можно дольше сдерживают преграду Османской Империи, зная, что когда эта преграда будет устранена, неминуемые потоки зла распространятся повсюду.

И в этом вопросе Слово Божье и слово этих великих мировых держав находятся в совершенном и точном единстве. Кто готов к этому «времени скорби, какого не было с тех пор, как существуют люди»? Кто? Всякий, кто на земле не готов к распространению по всем народам такого времени скорби, какого не было с тех пор, как существуют люди – всякий, кто на земле не готов к этому, не готов и к устранению Османской Империи.

Поэтому вместо того, чтобы в церквях, за кафедрой призывать к войне, нужно проповедовали «Евангелие мира», чтобы приготовиться к этому, чтобы устоять в мире и покое с Богом, когда это время скорби разразится над миром во время конца Османской Империи.

Кто сегодня занимается таким приготовлением? Кто сегодня готов ко времени скорби? Ведь это время скорби представляет собой не только войну между народами; это нечто большее. Это время скорби, вдобавок к этому, дополнится судами Божьими на земле, и пришествием Господа, воскресением мёртвых, и концом всего земного.

Об этом сказано в другом месте Писания, которое тоже относится к Османской Империи. В 16-й главе книги Откровение, с начала и до конца главы, содержится весть Господа о семи последних язвах, в которых «исполнится ярость Божия», изливаясь на землю, и которые сами по себе составляют большую долю этого времени скорби, которого не было с тех пор, как существуют люди.

ЯЗВЫ БОЖЬЕГО ГНЕВА

История шестой язвы такова: «Шестой Ангел вылил чашу свою в великую реку Евфрат: и высохла в ней вода, чтобы готов был путь царям от восхода солнечного» (Откровение 16:12).

Что касается буквальной полноты реки Ефрат, с истоком в горах Армении и устьем в Персидском Заливе, её свободно переходили туда и обратно цари востока и запада с самих дней Кедорлаомера без всякой необходимости осушать её русло с целью брода. Следовательно, это выражение не может относиться к буквальному руслу буквальной реки. В чём же тогда дело?

В следующей главе, 15-м стихе, сказано, что воды – это народы. В таком случае вода реки Ефрат, высохшая, чтобы был приготовлен путь царям востока, обозначает конец той власти и тому народу, который занимает территорию Ефрата. Что же это за власть? Ею может быть только власть Турции.

В таком случае мы встречаемся с ещё одним ясным пророчеством Слова Божьего об определённом и неминуемом конце владычества Турции. И, согласно этому тексту, что же будет после этого? Что цари востока собираются делать, когда для них будет приготовлен путь?

«И видел я [выходящих] из уст дракона и из уст зверя и из уст лжепророка трех духов нечистых, подобных жабам: это - бесовские духи, творящие знамения; они выходят к царям земли всей вселенной, чтобы собрать их на брань в оный великий день Бога Вседержителя. Се, иду как тать: блажен бодрствующий и хранящий одежду свою, чтобы не ходить ему нагим и чтобы не увидели срамоты его. И он собрал их на место, называемое по-еврейски Армагеддон. Седьмой Ангел вылил чашу свою на воздух: и из храма небесного от престола раздался громкий голос, говорящий: совершилось! И произошли молнии, громы и голоса, и сделалось великое землетрясение, какого не бывало с тех пор, как люди на земле. Такое землетрясение! Так великое! И город великий распался на три части, и города языческие пали, и Вавилон великий воспомянут пред Богом, чтобы дать ему чашу вина ярости гнева Его. И всякий остров убежал, и гор не стало; и град, величиною в талант, пал с неба на людей; и хулили люди Бога за язвы от града, потому что язва от него была весьма тяжкая» (Откровение 16:13-21).

НУЖДА В БОДРСТВОВАНИИ И МОЛИТВЕ

Мы уже рассмотрели три текста из Писаний, говорящие о власти Турции. Мы видели, что во всех трёх из них конец этой власти несомненно предсказан в слове Божьем.

Мы также увидели, что все три места Писания предрекают не только конец этой власти, но также вскоре после этого безошибочным и ясным языком предсказано всемирное опустошительное время скорби, пришествие Господа во славе, и конец всего земного. Этого нельзя отрицать. В это можно не верить, но отрицать это невозможно.

Поэтому ни один человек, не готовый к концу этого мира, не готов и к концу царствования Османской Империи. Но кто же готов к концу мира? О, если бы всякий, называющийся христианином обратил на это своё пристальное внимание! Пусть все таковые убедятся хорошенько в том, что они сами готовы ко всем этим событиям, а затем путь все они не имеют покоя, пусть они не замолкают, пока данное предостережение не прозвучит во всех народах, дабы всякий желающий мог прийти, всякий жаждущий мог также приготовиться, и чтобы все могли молиться и бодрствовать, дабы «избежать всех сих будущих [бедствий] и предстать пред Сына Человеческого» (От Луки 21:36).

Мы видим, как верное слово Божье заявляет, что с концом Османской Империи, «в то время» наступит всеобщая война, горе и скорбь, каких не было с тех пор, как существуют люди, и до сего часа. Мы также видим, что великие державы земли – те, которым приходится постоянно блюсти этот вопрос – с трепетом ожидают «явной опасности» именно с этой стороны, и в своём беспокойном ожидании делают всё, что в их силах, чтобы удерживать как можно дольше те потоки горя, которые, по их убеждению, неизменно придут.

Однако ещё одну особенность нужно отметить в этой связи. Дело в том, что даже сами турки тоже ожидают этого. Они сами ждут, когда их уберут из Константинополя. Они ожидают, что престол их власти будет перенесён в Иерусалим. Они ожидают, что все народы придут прямо туда, чтобы воевать с ними, и тогда настанет конец всему.

Когда слово Божье три раза заявляет об этом, и когда сами турки, вместе со всеми остальными причастными державами, ожидают и боятся именно этого, разве не наступило время для всех людей поверить в это? Пусть Господь в Своей милости поможет всем людям услышать это,

поверить в это, а затем провозгласить это до самых отдалённых краёв земли, чтобы люди могли приготовиться к тому, что по всем признакам, относящимся к этому вопросу, уже готово разразиться в нашем обречённом мире!

1901 год
Подробнее в книге "Великие народы наших дней"