«И сказал Господь Моисею: так скажи сынам Израилевым: вы видели, как Я с неба говорил вам; не делайте предо Мною богов серебряных, или богов золотых, не делайте себе» (Исх.20:22-23).
Тот Бог, который вывел евреев из Египта, избавил их от врагов, питал их и защищал, проложил путь через море, показал, что Он превыше всех богов. Он Один достоин почитания и поклонения. Поклонением может быть все, что ослабляет нашу любовь к Богу, поглощает наши мысли и ресурсы, препятствует служению Богу и людям.
Древнему Израилю было обещано: «Господь, Бог ваш, идет перед вами; Он будет сражаться за вас, как Он сделал с вами в Египте, пред глазами вашими» (Втор.1:30).
И сегодня Он желает быть впереди, чтобы указывать нам верный путь, вести и защищать на этом пути. «Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Иоан.14:6). Но если мы выберем себе в руководство «другого бога», мы выберем «другой путь», «другую жизнь». Путь, ведущий от Бога к идолам, жизнь, полная эгоизма и заботы о себе, тогда как принципом Небесного царства является любовь к Богу и ближнему.
«Учитель! какая наибольшая заповедь в законе? Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего
всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Мф. 22:36-40).
Чтобы мы могли любить Бога всем сердцем, душою и разумением, должна быть устранена первопричина вражды, эгоизм вытеснен из сердца. «Вот завет, который завещаю дому Израилеву после тех дней, говорит Господь: вложу законы Мои в мысли их, и напишу их на сердцах их; и буду их Богом, а они будут Моим народом» (Евр. 8:10).
Сердце – это не что-то абстрактное, сердце – это ум. Он при грехопадении вступил во вражду с Богом. «Плотские помышления суть вражда против Бога; ибо закону Божию не покоряются, да и не могут» (Рим. 8:7).
Чтобы устранить вражду, явив Свою бесконечную любовь, Бог отдал Единородного Сына, кровью Которого мы примиряемся с Богом, восстанавливаем гармонию с Творцом, Его законом любви. Эта перемена и есть второе рождение, рождение Свыше, без которого «человек не может увидеть Царствия Божия» (Ин. 3:3). Сами мы не можем исполнить ни одного пункта закона, поскольку начальная и величайшая заповедь заключена в любви к Богу. Наша эгоистичная природа не способна этого уместить. Закон показывает нам наши несовершенства, но оправдываемся мы верою.
«Но Писание всех заключило под грехом, дабы обетование верующим дано было по вере в Иисуса Христа. А до пришествия веры мы заключены были под стражею закона, до того [времени], как надлежало открыться вере. Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою» (Гал. 3:22-24).
Другие законы
Евреи, выйдя из Египта, поколениями выросшие среди язычества и в рабстве, только учились доверять Богу и не до конца понимали сути повиновения Ему. Божья воля зачастую воспринималась ограничением их свободы. Но именно жизнь, основанная на принципах истинной любви к Богу и человеку, может быть по-настоящему счастливой, приносить пользу окружающим и свидетельствовать о любви Божьей. Такая жизнь, является подлинной свободой.
«Люди, ослепленные и подавленные рабством и язычеством, не были готовы к тому, чтобы в полной мере оценить далеко идущие принципы Десяти Божьих заповедей. Для того чтобы они могли более полно понять требования Десяти заповедей и сделать их правилом своей жизни, были даны дополнительные постановления, которые объясняли и растолковывали применение принципов Десяти заповедей. Эти законы назвали судами: во-первых, потому, что они были облечены безграничной мудростью и справедливостью, и, во-вторых, потому, что судьям предстояло судить народ согласно им» (Патриархи и пророки, 310).
По Божьему замыслу послушание законам и постановлениям, предназначенных для пользы всех, и на которых основано Божье правление на небе, является также залогом процветания как отдельного человека, так и целого народа на земле.
«Вот, я научил вас постановлениям и законам, как повелел мне Господь, Бог мой, дабы вы так поступали в той земле, в которую вы вступаете, чтоб овладеть ею; итак храните и исполняйте их, ибо в этом мудрость ваша и разум ваш пред глазами народов, которые, услышав о всех сих постановлениях, скажут: только этот великий народ есть народ мудрый и разумный. Ибо есть ли какой великий народ, к которому боги его были бы столь близки, как близок к нам Господь, Бог наш, когда ни призовем Его? и есть ли какой великий народ, у которого были бы такие справедливые постановления и законы, как весь закон сей, который я предлагаю вам сегодня?» (Втор 4:5-8).
Кроме того, жизнь евреев должна была стать свидетельством окружающим народам. Божьи справедливые законы не ограничивали свободу людей, напротив, растолковывая их обязанности по отношению к Богу и ближним, служили в том числе и защитой населения.
Бог взаимодействует с каждым, исходя из меры его веры и духовного состояния. Некоторые законы были даны «по жестокосердию» (Мар. 10:5), поскольку уровень духовного развития не позволял народу сразу понять Божью волю в отношении них. Господь через законы позаботился о самых уязвимых слоях общества, как рабы, сироты, вдовы, переселенцы.
Его воли не было в том, чтобы существовало рабовладение, но Он продемонстрировал суть человеколюбия в отношении к ближним, в том числе и ограничив рабовладение по закону и оберегая их жизнь и здоровье. Каждый раз Бог напоминал израильтянам, что и они некогда находились в угнетенном положении, чтобы они помнили о сострадании к ближним. Также, помимо вышеупомянутых групп населения, были предусмотрены законы, защищающие права бедных. Не позволялось наживаться на их положении либо унижать.
«Шесть лет засевай землю твою и собирай произведения ее, а в седьмой оставляй ее в покое, чтобы питались убогие из твоего народа, а остатками после них питались звери полевые; так же поступай с виноградником твоим и с маслиною твоею. Шесть дней делай дела твои, а в седьмой день покойся, чтобы отдохнул вол твой и осел твой и успокоился сын рабы твоей и пришлец. Соблюдайте всё, что Я сказал вам, и имени других богов не упоминайте; да не слышится оно из уст твоих. Три раза в году празднуй Мне: наблюдай праздник опресноков: семь дней ешь пресный хлеб, как Я повелел тебе, в назначенное время месяца Авива, ибо в оном ты вышел из Египта; и пусть не являются пред лице Мое с пустыми [руками]; [наблюдай] и праздник жатвы первых плодов труда твоего, какие ты сеял на поле, и праздник собирания плодов в конце года, когда уберешь с поля работу твою. Три раза в году должен являться весь мужеский пол твой пред лице Владыки, Господа» (Исх. 23:10-17).
Бог предусмотрел и отдых для людей, и земли. Все праздники призваны были служить напоминанием о Подателе всех благ, о Творце, Который содержит все, о Спасителе, благодаря Которому они войдут в Небесный Ханаан.
Церемонии праздника Пасхи служили напоминанием об освобождении народа из египетского рабства и указывали на будущую жертву, которая должна освободить людей от рабства греха. Они должны были помнить, что находятся на земле не своей и не принадлежат себе, взирая на грядущего Искупителя
После Пасхи следовал праздник опресноков, длившийся семь дней. В первый и седьмой день проводились религиозные собрания. Во второй день приносились первые плоды нового урожая, священник потрясал снопом ячменя, который вызревал в первую очередь в знак того, что все принадлежит Богу. Только после этого обряда можно было начинать собирать урожай. Если среди других народов время сбора урожая становилось праздником языческим богам, то израильтяне должны были помнить, благодаря Кому они имеют эти благословения.
Спустя пятьдесят дней после приношения первых плодов наступала Пятидесятница, называвшаяся также праздником жатвы. В знак благодарности за хлеб пред лицо Божье приносились два хлеба из кислого теста. Праздник Пятидесятницы длился только один день, который посвящался религиозному служению.
В седьмой месяц наступал праздник Кущей, являвшийся и напоминанием о прошлых скитаниях, и символом признания Божьей щедрости, благодаря которой плодоносили сады, оливковые рощи и виноградники. Это был завершающий праздник в честь собранного урожая.
«Они радовались при мысли о том, что получили прощение и приняты Богом благодаря служению в великий День примирения и очищения… Но когда искупленные Господом, навсегда освобожденные от рабства проклятия,… будут собраны в небесном Ханаане, тогда они будут радоваться радостью неизреченной и преславной. Великая работа примирения, совершаемая Христом для людей, окончится, и их грехи изгладятся навсегда» (Патриархи и пророки 542).
«И всякое создание, находящееся на небе и на земле, и под землею и на море, и все, что в них, слышал я, говорило: Сидящему на престоле и Агнцу благословение и честь, и слава и держава во веки веков» (Откр. 5:13).
«Подобно тому как израильский народ праздновал освобождение… и Его чудесную защиту во время странствования из Египта, так и мы должны с благодарностью вспоминать различные пути, какими Он направлял нас, чтобы вывести из мира, из мрака греха в Свой чудный свет истины и милосердия» (Патриархи и пророки, 540).
Также праздники позволяли народу отвлечься от привычных забот как для полезного отдыха, так и для духовного общения друг с другом. На этот период все дома оставались незащищенными и доступными для неприятеля, но Господь позаботился и об этом: «Ибо Я прогоню народы от лица твоего, и распространю пределы твои, и никто не пожелает земли твоей, если ты будешь являться пред лице Господа, Бога твоего, три раза в году» (Исх. 34:24).
Однако как законы, так и праздники спустя время стали формой среди израильтян. Человеколюбие подменилось законничеством. И Иисус пришел в том числе для того, чтобы возвратить народ к сути всего: любви к Богу и ближнему. Ему даже пришлось напоминать о том, что человек лучше животного, которого бы они спасли в субботу, брезгуя помочь страдающему человеку (См. Мф. 12:11,23). В этот разряд попадали и язычники с самарянами, которые считались недостойными сострадания, тогда как и на них распространялась любовь Божья.
Именно на празднике Кущей, когда внешне казалось, что все находятся на пике духовного подъема, Иисус произнес следующие слова: «Кто жаждет, иди ко Мне и пей; кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой» (Ин. 7:37,38). Форма заменила содержание, внешняя пышность празднества не наполняла духовно, потому что был утрачен Тот, Кто являлся центром всех событий и праздников.
«Многие из слушавших тогда Иисуса скорбели о своих несбывшихся надеждах; многие изнемогали от тайных душевных ран, иные же стремились утолить свои стремления к мирскому благополучию и почету. Но когда человек достигает всего, к чему сильно стремился, то обнаруживает, что он трудился так тяжко только для того, чтобы вновь очутиться у разбитого водоема, из которого невозможно утолить жажду… Христос по-прежнему зовет к Себе жаждущих. Он обращается к нам даже с большей силой… «Жаждущий пусть приходит, и желающий пусть берет воду жизни даром», «кто будет пить воду, которую Я дал ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную» (Откр. 22:17; Ин. 4:14). (Желание веков, 454).
Божий первоначальный замысел
Бог не планировал, чтобы народ участвовал в сражении. Он повел их через пустыню, чтобы они не увидели войны. В один из самых острых моментов, когда народу израильскому угрожало уничтожение, и который мог восприниматься в качестве повода борьбы с египтянами, было сказано: «Господь будет поборать за вас, а вы будьте спокойны» (Исх. 14:14).
Впоследствии Господь был так же способен бороться за них, как тогда. В других случаях, когда народ доверял Ему, Бог освобождал их без их личного участия в сражении. Рассматривая обстоятельства их избавления из Египта, когда все это было выполнено силой Божьей без участия человеческой силы, мы видим, что их обязанностью было только следование и повиновение Его слову. В планы Божьи вовсе не входило то, чтобы они как-то сами защищали себя.
Методы борьбы (
Бога против врагов) должны были быть следующими: «Вот,
Я посылаю пред тобою Ангела хранить тебя на пути и ввести тебя в то место, которое Я приготовил. блюди себя пред лицем Его и слушай гласа Его; не упорствуй против Него, потому что Он не простит греха вашего, ибо имя Мое в Нем.
Если ты будешь слушать гласа Его и исполнять все, что скажу, то
врагом буду врагов твоих и противником противников твоих. Когда
пойдет пред тобою Ангел Мой и поведет тебя к Аморреям, Хеттеям, Ферезеям, Хананеям, Евеям и Иевусеям, и истреблю их: то не поклоняйся богам их, и не служи им, и не подражай делам их, но сокруши их и разрушь столбы их: служите Господу, Богу вашему, и Он благословит хлеб твой и воду твою; и отвращу от вас болезни. Не будет преждевременно рождающих и бесплодных в земле твоей; число дней твоих сделаю полным.
Ужас Мой пошлю пред тобою, и в смущение приведу всякий народ, к которому ты придешь, и буду обращать к тебе тыл всех врагов твоих;
пошлю пред тобою шершней, и они погонят от лица твоего Евеев, Хананеев и Хеттеев; не выгоню их от лица твоего в один год, чтобы земля не сделалась пуста и не умножились против тебя звери полевые:
мало-помалу буду прогонять их от тебя, доколе ты не размножишься и не возьмешь во владение земли сей. Проведу пределы твои от моря Чермного до моря Филистимского и от пустыни до реки; ибо предам в руки ваши жителей сей земли, и прогонишь их от лица твоего; не заключай союза ни с ними, ни с богами их; не должны они жить в земле твоей, чтобы они не ввели тебя в грех против Меня; ибо если ты будешь служить богам их, то это будет тебе сетью» (Исх. 23:20-33).
Также помимо того, что Израилю предстояло постепенно наполнить землю, Бог давал возможность жителям Ханаана раскаяться, которые, наблюдая за жизнью евреев, сказали бы: «есть ли какой великий народ, к которому боги его были бы столь близки, как близок к нам Господь, Бог наш, когда ни призовем Его?»
Перед израильтянами должен был идти Сам Господь, используя те пути избавления, которые были необходимы как для израильтян, так и для языческих народов. Совершая самосуд, они могли нарушить Божьи планы относительно спасения язычников. В древние времена именно Бог должен был творить суд как внутри израильского общества, когда все приговоры совершались с Божьего повеления, так и в отношении народов.
Если бы евреи пошли вперед с верой, которую они имели в момент избавления, не было бы никакой нужды в борьбе. Никакой враг не посмел бы напасть на них. Теперь мы можем увидеть, почему Господь повел их Своим путем. Через этот единственный путь Он намеревался научить их никогда не бояться человека.
1. Спасение осуществляется силой Господней (Рим. 1:16) сила эта сокрыта в Его жертве, но не в человеческих усилиях.
2. Народ не должен был участвовать в сражении, сражение должен был вести Сам Господь.
3. Бог знал, что на пути в Ханаан будет повод для борьбы. И потому взращивал их веру в Него и Его силу, являя им чудеса..
4. Как тогда, так и впоследствии Бог вполне мог их защитить без их участия. Войны происходили по причине их неверия. Но и в их неверии Он не оставлял их, ведя к Себе.
5. Сила, которой Бог готов удержать врагов – эта та же сила, что раздвинула море. Настоящее доверие этой силе обезоружит врага. (Иис.Нав.2:9-11)
8. Только доверяя Богу, мы можем научиться не бояться человека.
Страх перед человеком заставляет проявлять силу, тем самым умножая зло.
«Если скажешь в сердце твоем: `народы сии многочисленнее меня; как я могу изгнать их?' Не бойся их, вспомни то, что сделал Господь, Бог твой, с фараоном и всем Египтом, те великие испытания, которые видели глаза твои, [великие] знамения, чудеса, и руку крепкую и мышцу высокую, с какими вывел тебя Господь, Бог твой; то же сделает Господь, Бог твой, со всеми народами, которых ты боишься; и шершней нашлет Господь, Бог твой, на них, доколе не погибнут оставшиеся и скрывшиеся от лица твоего; не страшись их, ибо Господь, Бог твой, среди тебя, Бог великий и страшный» (Втор. 7:17-21).
Дети Израиля не нанесли ни одного удара, чтобы совершить свое избавление из Египта и ниспровергнуть всю армию Египта. Когда Моисей за сорок лет до этого события попытался освободить Израиль физической силой, он потерпел неудачу и испытал чувство позора. Лишь когда он познал Евангелие, как силу Божью ко спасению, он был способен вывести народ без какого-либо страха перед фараоном. В Божий первоначальный замысел не входили войны ради овладения землей.
«Когда их было еще мало числом, очень мало, и они были пришельцами в ней и переходили от народа к народу, из царства к иному племени, никому не позволял обижать их и возбранял о них царям: «не прикасайтесь к помазанным Моим, и пророкам Моим не делайте зла»» (Пс. 104:12-15). Точно та же сила направила бы их в землю и дала в ней вечное наследие. Позже Бог, сожалея об их неверности, сказал: «Потому Я оставил их упорству сердца их, пусть ходят по своим помыслам. О, если бы народ Мой слушал Меня и Израиль ходил Моими путями! Я скоро смирил бы врагов их и обратил бы руку Мою на притеснителей их» (Пс. 80:13-15). «Когда Господу угодны пути человека, Он и врагов его примиряет с ним» (Прит. 16:7).
Тот факт, что дети Израиля сражались на протяжении всего своего национального существования и даже под руководством Бога, не доказывает, что их борьба была в Божьих планах. Мы не должны забывать, что их умы были ослеплены неверием, поэтому они не могли видеть Божьих намерений для себя. Они не осознавали сути Божьего царства.
Тот, же самый Бог, Который терпел их жестокосердие от начала и стремился учить их даже в их жестокосердии, оставался с ними, сострадая их непониманию. Сам Бог попустил им из-за их жестокосердия, иметь множество жен и даже установил правила, регулирующие многобрачие, но это не доказывает, что Он определил это для них, «а сначала не было так» (Мф.19:8).
В нагорной проповеди Иисус ясно изложил: всякое противление злу есть зло, в начале не было так и потом (в Царстве Небесном) не будет так. И сегодня, когда оно приблизилось и если находится внутри нас, «не будет так». Нам открыто гораздо больше, чем древнему Израилю сегодня. В нагорной проповеди Иисус не преподал ничего нового, но излагал принципы Своего Царства в том виде, в котором должны быть понятыми верующим человеком.
Око за око, отмщение
«Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб. А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду; и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два. Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся. Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники? Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5:38-48).
Принцип «глаз за глаз, зуб за зуб...» (Исх. 21:24) был предусмотрен в качестве средства против личной мести. Он должен был положить конец кровной мести или возмездию без предварительного расследования. Нанесенный ущерб должен был быть оценен судьями (а не потерпевшим), а затем должна была быть назначена и выплачена надлежащая денежная компенсация. Эта практика была введена для того, чтобы помешать людям творить самосуд. Правосудие должно было совершаться, но
в соответствии с Законом Божьим.
В ходе существования израильского народа смысл этого принципа исказился в сторону насилия, и Иисус был призван вернуть первоначальный смысл этим словам.
«Не воздавайте злом за зло или ругательством за ругательство; напротив, благословляйте, зная, что вы к тому призваны, чтобы наследовать благословение» (1Пет.3:9)
«Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу [Божию]. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь» (Рим. 12:19). «Ибо приидет Сын Человеческий во славе Отца Своего с Ангелами Своими и тогда воздаст каждому по делам его» (Мф. 16:27).
Нарушать Божьи заповеди можно не только делом, но и словом, потому что дела и слова в равной степени являются выражением нашего состояния ума. «Мудрость делает мудрого сильнее десяти властителей, которые в городе. Нет человека праведного на земле, который делал бы добро и не грешил бы; поэтому
не на всякое слово, которое говорят, обращай внимание, чтобы не услышать тебе раба твоего, когда он злословит тебя; ибо сердце твое знает много случаев, когда и сам ты злословил других» (Еккл 7:19-22). Христианин не отвечает злом на зло даже словами. «Будучи злословим, Он не злословил взаимно; страдая, не угрожал, но предавал то Судии Праведному» (1Пет 2:23).
Мы призваны быть противниками зла таким образом, чтобы не умножать его своими делами, словами и даже не вынашивать зло в намерениях. Бог не определил нас судьями для того, чтобы выявлять людей, достойных воздаяния злом за зло. «Смотрите, чтобы кто кому не воздавал злом за зло; но всегда ищите добра и друг другу и всем» (1Фес.5:15). Но напротив, всегда, нужно искать того, чтобы делать добро.
Иисус сказал: «истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф.25:40). Важно помнить о том, что любое зло, которое мы причиняем ближнему (а ближними, согласно притче Иисуса, являются все) – это зло, причиненное Самому Иисусу.
Противиться злу означает проявлять тот же дух, что и те, кто совершает зло. Иисус пришел для того, чтобы спасать. Нас Он послал как своих вестников, чтобы приготовить для Него путь. Нет нужды создавать себе условия, в которых нужно будет отвечать злом, так как в этот момент мы свидетельствуем злословящим нас о характере того, последователями кого являемся.
«Ибо мы, ходя во плоти, не по плоти воинствуем. Оружия воинствования нашего не плотские, но сильные Богом на разрушение твердынь: [ими] ниспровергаем замыслы и всякое превозношение, восстающее против познания Божия, и пленяем всякое помышление в послушание Христу, и готовы наказать всякое непослушание, когда ваше послушание исполнится» (2Кор.10:3-6). «[Возьмите] меч духовный, который есть Слово Божие» (Еф.6:17).
Евреи не должны были вмешиваться в государственный строй окружающих народов, поскольку это не входило в Божьи планы. Иисус и во время служения не призывал властей распустить армии, снять границы, закрыть суды. Иисус не пришел изменить политический режим в земных государствах, но
вселить Небесное Царство в каждого человека. Он дал в наши руки Евангелие и просил о том, чтобы, когда мы будем проповедовать, не противиться злу, но напротив, творить добро. И тогда люди, видя наши добрые дела, узнают Отца нашего Небесного. И в этом проявляется соблюдение двух величайших заповедей – любви к Богу и ближнему.
Тот Бог, который послал язвы на Египет, раздвинул Чермное море, обрушил стены Иерихонские, Сам сражался за Израиль, готов защитить и Своих детей сегодня. «Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же» (Евр. 13:8). «Бог ли не защитит избранных Своих, вопиющих к Нему день и ночь, хотя и медлит защищать их?» (Лк.18:7). «Ибо Ты благословляешь праведника, Господи; благоволением, как щитом, венчаешь его» (Пс.5:13).
Условия, впрочем, те же: если мы позволим Богу идти впереди нас и наших планов согласно первой заповеди Десятисловия, если попросим Его помочь нашему неверию и даровать веру, оставим за спиной всех идолов, то Он пошлет перед нами Ангела хранить нас на пути и ввести в то место, которое Он приготовил (См. Исх. 23:30).
Телеграм канал: https://t.me/chto_est_istina
Вк: https://vk.com/chto_est_istina