Современное состояние и роль России, Китая и США в событиях последнего времени
1901 год
Подробнее в книге "Великие народы наших дней"


Ангел стоял «на море и на земле, поднял руку свою к небу и клялся Живущим во веки веков, Который сотворил небо и все, что на нем, землю и все, что на ней, и море и все, что в нем, что времени уже не будет; но в те дни, когда возгласит седьмой Ангел, когда он вострубит, совершится тайна Божия, как Он благовествовал рабам Своим пророкам» (Откровение 10:5-7).

И когда уже этот седьмой ангел вострубит, тайна Божья совершится, или будет окончена, и царства этого мира «станут царствами нашего Господа и Христа Его».

Ибо написано: «И седьмой Ангел вострубил, и раздались на небе громкие голоса, говорящие: царство мира соделалось [царством] Господа нашего и Христа Его, и будет царствовать во веки веков. И двадцать четыре старца, сидящие пред Богом на престолах своих, пали на лица свои и поклонились Богу, говоря: благодарим Тебя, Господи Боже Вседержитель, Который еси и был и грядешь, что ты приял силу Твою великую и воцарился. И рассвирепели язычники (дословно «рассвирепели народы»); и пришел гнев Твой и время судить мертвых и дать возмездие рабам Твоим, пророкам и святым и боящимся имени Твоего, малым и великим, и погубить губивших землю. И отверзся храм Божий на небе, и явился ковчег завета Его в храме Его; и произошли молнии и голоса, и громы и землетрясение и великий град» (Откровение 11:15-19).

Прежде всего заметьте, что при звуке седьмой трубы внимание пророка сначала было устремлено на небеса, а только потом на землю. Заметьте также, что сначала на небесах он слышит «громкие голоса», объявляющие о наступлении царства и правления Господа в Его великой силе; и что, когда его внимание уже устремилось на землю, прежде всего он говорит: «и рассвирепели народы».

Бесспорным фактом истории является то, что спустя короткое время, или «скоро» после 1840-го года (время исполнения пророчества о падении Османской империи), и до сегодняшнего дня характер и поведение народов были такими, что они в точности соответствует выражению «рассвирепели народы».

В течение всех лет, которые прошли с того часа, мы наблюдаем, как правители великих народов должны были быть постоянно начеку, чтобы избежать мировой войны. А Турецкое правительство и оказалось той силой, которая была в своем упадке последней из тех властей, которые сначала составляли Восточную Империю Рима, и за которую 11 августа 1840-го года стали ответственными четыре государства – Британия, Россия, Австрия и Пруссия. Если бы не эти великие державы, власть Турции уже давно бы перестала существовать.

Но главная значимость этой важной истины заключается не просто в том, что Турция все это время существовала благодаря этим великим державам, а в том, что все это делалось с определенными намерениями. И признание Турции этими державами, и поддержка этих держав оказывалась с целью избежать мировой войны.

Об этом сказал британский премьер лорд Салисбури 5 ноября 1895 года, обращаясь с речью к миру, который слушал его в попытках узнать об актуальном в то время турецко-армянском вопросе. Говоря о великих державах, он отметил: «Турция находится в таком интересном положении, в котором она пребывает уже половину столетия, главным образом потому, что великие державы мира решили ради мира в христианском мире сохранить оттоманскую империю. Они пришли к этому решению почти полстолетия назад. Я не думаю, что сегодня они это решение изменили. Опасность падения оттоманской империи представляет собой угрозу не только для земель, принадлежащих этой территории. Огонь, зажженный на этой территории, распространится и на другие народы, и будет вовлекать самые влиятельные и цивилизованные страны Европы в опасные и губительные противостояния. Такой была опасность, которая была очевидна для проницательных умов наших отцов, когда они решили сделать целостность и независимость оттоманской империи вопросом европейских договоренностей. И эта опасность ПРОДОЛЖАЕТ СУЩЕСТВОВАТЬ».

Но каким же стал истинный дух этих великих держав после того, как они более половины столетия старались продолжать вместе поддерживать существование Турции, чтобы сохранить себя от междоусобных войн, если они уже не могли обойтись без войны между собой? Почему они не могли так же легко договориться между собой, чтобы не воевать, как они когда-то договорились поддерживать турецкую державу, чтобы предотвратить свои междоусобные войны?

Что же может более точно передать истинное состояние этих держав, чем данное выражение – «рассвирепели народы»? Эта ситуация ясно открывает нам, что эти державы подчинились тому духу, который, получив власть, приведет их к неистовству, и что они сами это признают.

Осознавая реальность этой ситуации, все, что они якобы могли сделать – это, удерживая власть Турции как можно дольше, удерживать тем самым как можно дольше этот неуправляемый дух, который, получив власть, увел бы их самих в междоусобные конфликты, повергнув их в тот ужасный и сильнейший водоворот, вовлекающий «все самые сильные и цивилизованные силы Европы в опасное и бедственное противостояние».

Что же это за «великие силы мира», которые были так сильно связаны и которые были так же сильно «разрознены»? – Это великие державы Европы, главные из которых появились на арене мировой истории после окончания звука шестой трубы 11 августа 1840-го года. Эти же державы взяли на себя ответственность за Турцию, и таким образом стали неразрывно связанными со старым «восточным вопросом».

Сначала эти державы составляли Россия, Пруссия, Австрия и Британия. До этого времени Россия неоднократно играла свою роль в истории Восточной Римской Империи. Начиная с 865-го года, «в период длиной в 190 лет русские предпринимали четыре похода на Константинополя». Все эти походы были морскими: в 865-м году, в 904-м году, в 941-м году и в 1043-м году.

«Память об этих арктических флотилиях, которые, казалось, прибыли из самого заполярья, оставила глубокий след ужаса, который они наводили на императорский город. Болтуны и сплетники всякого ранга верили и утверждали, что конная статуя на площади Тауруса содержала в себе секретную запись пророчества о том, как русские в последние дни завладеют Константинополем. Возможно, настоящее поколение уже увидит исполнение этого предсказания, редкого предсказания, стиль которого однозначен и дата неоспорима» («Упадок и крах», глава 55, параграфы 12, 13).

Но не только в этом пророчестве Россия играет роль в последние дни: Она также играет свою роль и в пророчествах Слова Божьего. В книге Иезекииля, главах 38-й и 39-й описана великая сила, которая «в последние дни» БУДЕТ ДОМИНИРОВАТЬ в «северных районах» Азии.

Первые стихи каждой главы говорят о «Гоге, земле Магог, главном князе Мехеша и Фувала». К примеру: «сын человеческий! обрати лице твое к Гогу в земле Магог, князю Роша, Мешеха и Фувала, и изреки на него пророчество» (Иезекииль 38:2).

Мехеш был одним из внуков Ноя, который прошел через страны Ефрата и через Месопотамию туда, где сейчас находится Россия, и стал предком-родоначальником народа, населившего эти районы, и построившего город, который сейчас называется Москвой – московитов, «которые до сих пор известны под этим именем как народ России на всем востоке».

Магог был ещё одним их внуков Ноя, который тоже поселился в районе северной Азии, - в земле, которая в древности называлась Скифией, а сейчас – Сибирью.

Фувал – это еще один из внуков Ноя, который поселился в том районе северной Азии, который до сих пор носит заимствованное от него имя Тобольск.

По словам Иезекииля, главным князем из всех них является «князь Рош», а слово «Рош» является корнем-истоком слова россиянин (рошшиянин), и таким образом Россия является страной Россиян (рошшиян).

Дальнейшие описания этого народа в книге Иезекииля говорят определенно об этом народе и о его роли «в последние годы», или «в последние дни» (Езекииль 38:8, 16). В этой же связи здесь (Езекииль 39:17,18) упомянут великий пир птиц небесных, описанный в книге Откровение (19:17, 18), который случится при пришествии Господа и конце мира.

Шесть язв книги Откровение упомянуты в тексте Езекииля (39:2), а семь язв из текста Откровение (16:18-21) связаны с князем Рошем (Иезекииль 38:19, 22). В 38-й и 39-й главах книги Иезекииля народы Роша, Магога, Мешеха и Фувала описаны как обитающие «в северных районах», а сам князь Рош назван как приходящий из «северных земель».

Одного взгляда на карту достаточно, чтобы убедиться в том, что Россия действительно занимает северные земли большей части восточного мира. Таким образом, независимо от того, было ли на той статуе в Константинополе какое-то пророчество, говорящее о господстве русских над Константинополем в последнее время, или нет, никому не стоило больших усилий узнать из этих текстов о том влиянии, которое Россия БУДЕТ ИМЕТЬ в последние дни, и сделать из них вывод о том, чего сегодня ожидает уже весь мир – что «русские в последние дни завладеют Константинополем».

Начиная с 1840-го года Австрия опустилась до второго или третьего уровня мировых держав; но Франция твердо занимает свое место как одна из великих держав, контролирующих дела Турции, хотя Австрия вовлечена в это дело. Франция стала тесно связанной с «восточным вопросом» в 1798-м году, когда Наполеон предпринял свою амбициозную экспедицию в Египет и на восток, чтобы захватить Константинополь, и «изменить лицо мира», чтобы Франция играла в этом ведущую роль наряду с другими державами.

Начиная с 1840-го года Россия сформировала союз с собой во главе, включающий всю Германию, и её царя как императора Германии, и она до сих пор является одной из ведущих держав мира. Таким образом, за исключением Австрии, державы, вовлеченные в зарождении «восточного вопроса», являются ведущими из величайших стран наших дней – Россией, Британией, Германией и Францией.

И три из них – Британия, Германия и Франция – стояли у истоков «восточного вопроса», который назрел в результате падения Восточного Рима. Эти три державы являются тремя сильнейшими державами на Западе, которые появились в результате падения Западного Рима.

Другими словами, эти три великих державы – Британия, Германия и Франция – вовлечены в возникновение «восточного вопроса», который появился в результате звучания пятой и шестой труб пророчества о семи трубах. Эти державы сформировались на территории Западного Рима, который был разрушен событиями первых четырёх из семи труб.

Здесь выходит на первый план еще одна важная мысль: почему эти державы были так уверены в том, что если допустить падение Турции, то они начнут воевать друг с другом? Почему они были так сильно заняты в течение пятидесяти лет объединенными усилиями по сохранению этой власти от падения?

Вот ответ: если бы Турция пала, то самая ценная территория, которую она занимала, должна была быть захвачена какой-то силой. «Экономист Лондона» в свое время заявил, что эта территория «может и должна быть одной из процветающих земель на всем лице земли». И поскольку каждая из этих великих держав намерена заполучить максимум, что только можно захватить на этой территории, то соглашения между ними в отношении раздела этих земель быть просто не могло.

Поэтому все они знали, что война между ними неизбежна, если только Турции будет позволено пасть. Это положение вещей признано всеми. И эти державы боялись неизбежной войны, которая обязательно последует в случае раздела этой территории. Поэтому они держали турецкое правительство на плаву, чтобы отдалить это время раздела, который непременно навлечет войну.

И в то же самое время каждая держава старается делать все возможное, чтоб эту войну приблизить, то есть увеличивает свою военную силу и свои позиции на востоке, чтобы при наступлении неизбежного момента, КОТОРЫЙ ОБЯЗАТЕЛЬНО ПРИДЕТ, иметь самые большие шансы, возможности и основания, на которых можно было бы основывать свои притязания на окончательное разделение добычи.

Это, в свою очередь побудило каждую из этих великих держав распространить свою силу и власть на наибольшей территории по всему востоку. Даже сейчас, в наши дни эти державы в своих притязаниях на власть и влияние на востоке настолько далеко проникли, что оказались лицом к лицу на крайнем востоке – в столице Китая.

Совершенно верно, что «китайская проблема», является прямым результатом первоначального «восточного вопроса», который начал свое существование в Константинополе 11 августа 1840 года. И, по самой природе вещей, не может быть никакого решения второго, более великого «восточного вопроса», центром которого является Китай, если этот вопрос не будет включать в себя тот первый «восточный вопрос», центром которого является Турция.

И это потому, что второй, более великий «восточный вопрос», центром которого является Пекин, является прямым результатом первоначального «восточного вопроса» с центром в Константинополе, а также потому, что все державы, вовлеченные во второй, более великий «восточный вопрос» с центром в Пекине (кроме только Соединенных Штатов и Японии) идентичны тем державам, которые участвовали в зарождении первоначального «восточного вопроса» с центром в Константинополе.

И хотя эти державы, за исключением России и Австрии, были тогда, и до сих пор остаются главными политическими силами Запада, все же, поскольку «восточный вопрос», связавший их в 1840-м году, продолжал расти и увеличиваться в своих масштабах до тех пор, пока не поглотил весь восток, эти западные державы, естественно, стали также и влиятельными державами на востоке.

Теперь необходимо рассмотреть те две державы, которые упомянуты среди главных участников более великого «восточного вопроса», которые не были связаны с ним сначала, но стали причастными к нему спустя какое-то время. Это Япония и Соединенные Штаты.

В 1895-м году между Китаем и Японией разразилась война. Япония быстро одержала победу на всех фронтах. Когда был достигнут мир, значительная территория Китая была передана Японии. Вместе с этим был заключен договор об огромной денежной компенсации.

Но Россия, Франция и Германия объединились в протесте против передачи данной территории. Поскольку угрожающий силовым вмешательством протест этих трех держав получил поддержку Великобритании в виде «совета» правительству Японии уступить этим требованиям, Япония, чтобы избежать новой войны, уступила требованиям этих трех держав, и спорная территория немедленно отошла под контроль России.

Более того, чтобы помочь китайскому правительству уплатить первую часть назначенного платежа, банкиры Парижа и Санкт-Петербурга дали Китаю в долг около восьмидесяти миллионов долларов, при поддержке русского правительства. Позже Китай получил ещё один заём от Английских и немецких банкиров под залог таможенных доходов Китая.

Таким образом Британия получила власть над крепостью и морским портом Уэй-Хай-Уэй. Эти транзакции отняли у Японии всю ту территорию, которая была отдана ей Китаем, кроме острова Формоса, и Пескадорских островов, и поселили в сердцах японцев готовность отомстить России за это при первой же предоставленной возможности. Таким образом Япония стала причастной и остается причастной к «восточному вопросу».

В 1898-м году Соединенные Штаты оказались вовлеченными в войну с Испанией. Американский флот в далеких восточных водах обнаружил и уничтожил в Маниле испанский флот. В результате Соединенные Штаты стали владеть Филиппинскими островами, и тоже стали державой, играющей важную роль на востоке.

Оказавшись в таком положении, Соединенные Штаты потребовали и добились того, чтобы Китай предоставил им и другим странам «открытую дверь» для своей торговли. В июне 1900 года делегации великих держав были подвержены нападению в Китае. Это были делегации как Соединённых Штатов, так и других держав.

Чтобы спасти своих министров, каждая из этих держав была вынуждена послать армию – как Соединенные Штаты, так и другие державы. Это и послужило появлению военной силы Соединённых Штатов в Китае, и сделало эту державу равноправной участницей наряду с другими державами, которые с самого начала были причастны к «восточному вопросу».

В циркулярном письме всем державам-участницам 3 июля 1900 года Соединённые Штаты заявили на весь мир, что «политика правительства Соединенных Штатов направлена на то, чтобы искать те решения, которые могут посодействовать постоянной и длительной безопасности и мире в Китае, сохранить территориальную и административную его целостность, защитить все права, гарантированные мирным странам в договорах и международном законодательстве, сохранить в мире принципы равенства и беспристрастной торговли во всех частях Империи Китая».

Это показывает, что Соединенные Штаты не только стали, но и были намерены остаться одной из ведущих держав, контролирующих восток, и одной из тех держав, которые занимаются «восточным вопросом». И к моменту печати этого письма в прессе влияние Соединенных Штатов уже показало себя как ведущую силу в любом прогрессе, который был достигнут в стремлении заключить реально действующее соглашение между властями Китая.

Было ясно показано, что «восточный вопрос» с центром в Пекине является всего лишь расширением и продлением первоначального «восточного вопроса» с центром в Константинополе. Кризис 1900-го года, который собрал все эти державы лицом к лицу в Китае, является всего лишь логическим продолжением шагов, предпринятых в 1840-м году, во время кризиса, который привел эти же державы в состояние поддерживающих правительство Турции.

Таким образом, кризис в его связи с Турцией является ключом к тому же вопросу, который от него произошел, и который теперь относился к Китаю. Следовательно, пророчества, относящиеся к турецкой власти в это время, являются ключевыми к пониманию вопроса, включающего Китай и ведущие мировые державы, то есть великие державы наших дней.

Каковы же вести Писания, относящиеся к Турции в её время? – Это последние тексты 11-й главы книги Даниила, которые говорят о Турции как о «царе северном», который имеет своим центром Константинополь, и который в прямой последовательности и занял то место первоначального «царя северного», появившегося после разделения империи Александра Великого, как сказано в стихах с 4-го по 15-й этой главы. Об этой власти написано: «и раскинет он царские шатры свои между морями на славной святой горе (дословный перевод); но придет к своему концу, и никто не поможет ему» (Даниил 11:45).

В нашем исследовании мы уже увидели, что много раз за последние шестьдесят лет турецкое правительство уже прекратило бы свое существование, если бы ему не «помогали». И мы увидели, что за эти более, чем шестьдесят лет турецкое правительство и его жизнь представляет собой продукт и результат решения всего «восточного вопроса».

Со всех сторон ожидали, что турецкое правительство наконец-то оставит Константинополь. За эти годы много раз ожидалось, что турецкое правительство обязательно оставит Константинополь, и причем немедленно. И все, конечно, ожидали, что турецкое правительство, оставив Константинополь, непременно падет. Но тем не менее после того, как это правительство отставит Константинополь, до его падения, святилища его дворца будут поставлены в Иерусалиме, или «между морями на славной святой горе».

И когда это время придет, а это должно непременно произойти, и причем очень скоро, то написано: «И восстанет в то время Михаил, князь великий, стоящий за сынов народа твоего; и наступит время тяжкое, какого не бывало с тех пор, как существуют люди, до сего времени» (Даниил 12:1). Это последнее событие в «восточном вопросе» описано далее в книге Откровение (16:12): «Шестой Ангел вылил чашу свою в великую реку Евфрат: и высохла в ней вода, чтобы готов был путь царям от восхода солнечного» (Откровение 16:12).

Что касается буквальной реки Ефрат, от самого начала истории эту реку цари и их армии переходили даже во время её разлива без всяких особых трудностей. Следовательно, здесь не может говориться о буквальной реке. Но поскольку воды обозначают «людей, народы, племена и языки» (Откровение 17:15), то «воды» здесь обозначают ту державу, которая владычествует над народами, населяющими территорию реки Ефрат, то есть турецкую власть, которая подойдет к своему концу, и никто ей уже не поможет. Это случится для того, «чтобы приготовлен был путь царям восточным».

Но, за исключением Соединенных Штатов и Японии, эти «цари восточные» являются теми же царями, которые и играют свою роль в «восточном вопросе» с самого начала его возникновения 11 августа 1840-го года, и до наших дней.

Как же в таком случае турецкое правительство придет к своему концу? Как эта «вода» из «великой реки Ефрат» будет «высушена», кроме как действиями этих самых держав? Эти «цари востока», путь которым должен быть «приготовлен» посредством падения Турции, и являются теми державами, которые целиком и полностью ответственны за Турцию.

Как же Турция может прийти к своему концу, кроме как посредством прямых действий этих держав, которые сейчас является «царями востока»? Очевидно, что только таким способом Турция может прийти к своему концу – только таким способом река Ефрат может быть высушена.

Поэтому нам понятно, что эти державы, которые сейчас являются «царями восточными», и которые вовлечены в водоворот с центром в Китае, имеющим, однако, свое начало и главный центр в Турции, достигнут такого пункта в развитии этого водоворота, что они удалят турецкое правительство из Константинополя, и позволят ему расположиться в Иерусалиме.

И вскоре после этого они позволят турецкой власти «прийти к своему концу». Когда же это будет сделано, какие бы силы в этом ни были заинтересованы, все это закончится тем, что они соберутся в Армагеддоне на битву в тот «великий день Бога Всемогущего».

Написано: «И видел я [выходящих] из уст дракона и из уст зверя и из уст лжепророка трех духов нечистых, подобных жабам: это - бесовские духи, творящие знамения; они выходят к царям земли всей вселенной, чтобы собрать их на брань в оный великий день Бога Вседержителя… И он собрал их на место, называемое по-еврейски Армагеддон» (Откровение 16:13-16).

Заметьте здесь поразительное высказывание, связанное с двумя выражениями в этих стихах из 16-й главы книги Откровение: Турецкая власть придет к своему концу, - воды Ефрата будут высушены, - «чтобы приготовлен был путь царям востока»; а эти «цари востока» названы «царями всей земли» и «царями мира».

И действительно, три из этих держав, сотворивших «восточный вопрос» в 1840-м году, вместе с Германией и Соединенными Штатами, контролируют практически весь мир. И с этими пятью державами – Британией, Россией, Германией, Францией, и Соединенными Штатами, - все менее значимые державы каким-то образом связаны или тесно соединены.

Поэтому предельно ясно, что «цари западные» и являются «царями восточными», и «цари восточные» являются на самом деле «царями всей земли».

Все эти державы, имеющие свои интересы на востоке, размещая свои армии на востоке, только готовятся, собирая свои военные силы, к походу и битве в тот великий день Бога Всемогущего. Это случится, когда в своей междоусобной неразберихе и хаосе они позволят турецкому правительству пасть, и таким образом приготовить «путь» для них как для «царей востока», чтобы им «собраться» в одном месте, которое «по-еврейски называется Армагеддон».

Таким образом, мы и обнаружили происхождение, место, современное состояние, роль и назначение великих народов наших дней, которые объединяют под своим влиянием все народы наших дней, ибо великие народы наших дней являются «царями всей земли и всего мира».

Их происхождение прослеживается в исследовании первых пяти из семи труб; их место – весь мир; их современное положение – вынужденное вовлечение в «восточный вопрос», который сегодня затрагивает и Китай, и, имея своим центром внимания Китай, а первоначальным центром и происхождением Турцию, они готовятся к тому, чтобы привести свои военные силы в способность победить в «битве того великого дня Бога Всемогущего», и конечная их цель – Армагеддон.

Современные события, которые мы можем наблюдать еще больше показывают вовлеченность этих держав в «восточный вопрос» и приближения дня великой битвы - Армагеддон.

Первые четыре трубы отмечают падение Западной Римской Империи. Пятая и шестая трубы говорят нам о крахе Восточной Римской Империи. Седьмая труба отмечает падение всех империй, всех царств, и всех народов, ибо когда Бог Небесный установит Своё царство, «оно сокрушит и разрушит все царства» (Даниила 2:44). Другими словами, великая битва, на которую соберутся «цари всей земли», закончится установлением Небесного Царства, в противном случае, военная мощь, которую накопили эти державы, для решения «восточного вопроса», уничтожит все живое на земле.

Горе пятой трубы названо Гиббонсом «падением народов», а горе седьмой трубы будет падением не только народов, но и всего мира.

В книге Откровение (11:19), среди событий седьмой трубы (третьего горя) упомянуты землетрясение, которого не бывало за время существования людей на земле (такое великое и разрушительное, что каждая гора и остров сдвинулись с мест своих), а также великий град.

Оба этих явления относятся ко времени седьмой язвы, когда Бог «восстанет, чтобы потрясти землю», когда великий голос раздастся из небесного храма, от самого трона, говоря: «Совершилось», и когда небеса свернутся как свиток, когда его сворачивают, и когда «цари земные, и вельможи, и богатые, и тысяченачальники, и сильные, и всякий раб, и всякий свободный скрылись в пещеры и в ущелья гор, и говорят горам и камням: падите на нас и сокройте нас от лица Сидящего на престоле и от гнева Агнца; ибо пришел великий день гнева Его, и кто может устоять?» (Откр. 16:17-21; 6:14-17).

Поскольку такова ситуация, роль и судьба великих народов наших дней, и поскольку сложное положение, в которое они вовлечены, приведет только ко времени скорби «такой, какой не было с тех пор, как существуют народы, и до сего дня», когда будут спасены только те, «кто найдены будут записанными в книге», то в каждом уме, понимающем эту ситуацию, должен возникнуть вопрос, который когда-то уже задавался перед великим крахом одного народа: «Мужи братья, что же нам делать?»

На этот вопрос полный и исчерпывающий ответ исходит из того же источника, из которого и открывается знание о великих народах наших дней – из слова Божьего, Библии.

«Не медлит Господь [исполнением] обетования, как некоторые почитают то медлением; но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но ЧТОБЫ ВСЕ ПРИШЛИ К ПОКАЯНИЮ. Придет же день Господень, как тать ночью, и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят. Если так все это разрушится, то какими должно быть в святой жизни и благочестии вам, ожидающим и желающим пришествия дня Божия, в который воспламененные небеса разрушатся и разгоревшиеся стихии растают?» (2Пет.3:9-12).

1901 год
Подробнее в книге "Великие народы наших дней"