Пророчество о Миссии
«О Нем все пророки свидетельствуют, что всякий верующий в Него получит прощение грехов именем Его» (Деян. 10:43).
Земля была дана в владение нашим прародителям. Шесть дней Великий Создатель творил ее для них, о творениях каждого из дней было сказано: «хорошо весьма». Когда все было готово, венцом творения стал человек, сотворенный по образу Божьему, которому была дана власть над полевыми зверями, птицами небесными, рыбами морскими, короче говоря, над всем миром и всем, что в нем находилось. Земля была плодотворной, на ней не было ни шипов, ни чертополоха. Плоды легкого труда, не сопряженного с усталостью, были обильными.

Более того, «насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке, и поместил там человека, которого создал. И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла» «И взял Господь Бог человека, и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его» (Быт.2:8,9,15).

Тогда как человек сам должен был обрабатывать землю, сажать растения и культивировать, Бог Сам посадил Эдемский сад, и у человека была лишь одна прекрасная задача: направлять рост этих роскошных растений, наслаждаться плодами растений, которые были насажены без его участия. Там были все условия для совершенного счастья: все было дано ему самого изысканного качества и без ограничений, и человек обладал утонченным вкусом и совершенным характером, не позволявшим ему никаких излишеств. Спутница идеально подходила ему, была его копией, и ничего не могло омрачить их счастливую жизнь.

Но в Эдем пришел искуситель. Он был изгнан с горы Божьей из-за мятежа, к которому побуждала его собственная гордость, и теперь его единственной радостью было разрушать Божьи планы и заставить других разделить с ним его несчастную участь. Зная, что послушание – это жизнь, он разработал смерть для человечества, заставив наших прародителей согрешить. Там, где было счастье, он посеял семена недовольства, где были кротость и добровольное повиновение справедливым и мягким требованиям Божьим, он посеял гордость и нечестивые амбиции; где была абсолютная свобода, потому что человек соблюдал Закон Божий, противник душ человеческих принес жестокое рабство и тюремное одиночество.

Он внушил им идею о том, что Бог – суровый надсмотрщик, а Своими мягкими уставами Он стремился возвысить Себя за счет них; и таким образом они познали, что есть «пути, которые кажутся человеку прямыми; но конец их - путь к смерти» (Прит. 14:12). «…Одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, [потому что] в нем все согрешили» (Рим.5:12).

Но любящий Отец не оставил своих детей в руках беспощадного врага. Сразу же после того, как наши прародители совершили грех, результатом которого стали потеря Эдема, смерть и все горести, Бог проклял того, кто стал виной их падения, и эти слова спасли виновных от полного отчаяния: «и вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту» (Быт.3:15). Эти слова являются обетованием о Мессии, который должен уничтожить сатану и освободить тех, кого он связал; и в последующие века до времени их исполнения величайшей надеждой каждой женщины, верящей Божьему слову, было: стать матерью Великого Освободителя.

И сразу же мы находим доказательство веры в грядущего Искупителя. Авель принес Господу приношение « от первородных стада своего и от тука их» (Быт. 4:4). Апостол говорит: «Верою Авель принес Богу жертву лучшую, нежели Каин; ею получил свидетельство, что он праведен, как засвидетельствовал Бог о дарах его; ею он и по смерти говорит еще» (Евр.11:4). Это приношение показало веру Авеля в Агнца Божьего, Который смертью должен был устранить грех. Благодаря его вере Бог счел его праведным. Это краткое повествование является для нас убедительным доказательством того, что план спасения был известен и понятен первым жителям Земли. Посредством этой жертвы Авель показал, что он знал, как и почему Мессия должен будет умереть.

Обетованный Мессия, предвосхищенный жертвами, на протяжении всей иудейской истории был надеждой этого народа. Мессия настолько связан с еврейской нацией, что мы не можем думать об одном, не думая о другом. Моисей пророчествовал о Христе, говоря: «пророка из среды тебя, из братьев твоих, как меня, воздвигнет тебе Господь Бог твой, - Его слушайте» (Втор.18:15). Обычно это пророчество относили к Мессии, так что когда иудеи решили узнать, был ли Иоанн Креститель Обетованным Мессией, они просто спросили: «ты …Пророк?» (Ин. 1:21).

Ветхий Завет наполнен пророчествами о первом пришествии Христа. К ним Христос обращался, чтобы доказать Свою божественную миссию, и благодаря чему апостолам удалось убедить людей в том, что Иисус есть Христос. После того, как Филипп повиновался призыву Учителя: «Следуй за Мной», он «находит Нафанаила и говорит ему: мы нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки, Иисуса, сына Иосифова, из Назарета» (Иоан.1:45). Сам Иисус сказал неверующим иудеям: «Ибо если бы вы верили Моисею, то поверили бы и Мне, потому что он писал о Мне» (Иоан.5:46). Павел сказал Агриппе: «Но, получив помощь от Бога, я до сего дня стою, свидетельствуя малому и великому, ничего не говоря, кроме того, о чем пророки и Моисей говорили, что это будет, [то есть] что Христос имел пострадать» (Деян.26:22,23). Петр сказал о Христе: «О Нем все пророки свидетельствуют, что всякий верующий в Него получит прощение грехов именем Его» (Деян. 10:43).

Все ожидали Мессию, основываясь на Писаниях, но почему, когда Христос пришел к своим, «свои Его не приняли»? (Ин. 1:11). Единственным верным ответом будет то, что они в действительности не верили Писаниям, ибо все пророчества о Мессии исполнились в Иисусе из Назарета и не могли относиться ни к какому другому человеку. Верно то, что мы бы не поняли, что многие пророчества Ветхого Завета относятся ко Христу, если бы вдохновенные авторы Нового Завета не написали об этом.

Но иудеи молились о том, чтобы пророчества Ветхого Завета просветили их, так что у них нет оправдания своему неверию. Толкование многих пророчеств настолько очевидно, что мы можем легко проследить их исполнение, читая повествование Нового Завета. Из множества пророчеств мы выделим наиболее яркие в качестве опоры нашей веры в утверждение, что «не может нарушиться Писание» (Ин. 10:35).

Когда мудрецы с Востока пришли в Иерусалим, спрашивая, «где родившийся Царь Иудейский?» (Мф. 2:2), первосвященники и книжники, к которым Ирод обращался, чтобы узнать, где должен родиться Христос, сразу ответили: «в Вифлееме Иудейском, ибо так написано через пророка» (Мф. 2:5). И затем они процитировали слова пророка Михея, который более семисот лет назад сказал: «И ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных» (Мих.5:2).

Внимательный читатель Священного Писания знает, что Иосиф и Мария были жителями Назарета, но когда настало время, языческий император внес свой вклад в исполнение пророчества, издав указ, приведший их в Вифлеем.

В Писании очень мало говорится о жизни Иисуса до Его крещения, но дата Его крещения была указана в пророчестве почти за шестьсот лет до того, как это произошло. Это пророчество является одним из наиболее интересных и важных в Библии и заслуживает внимательного изучения. Оно было написано пророком Даниилом, которому ангел Гавриил открыл его в первый год Дария, в 538 г. до РХ. Незадолго до этого Даниилу было дано видение, которое он не совсем понял (см. Дан. 8:27), и в ответ на его искреннюю молитву о понимании ангел пришел, чтобы дать ему разумение. Часть его откровения, относящаяся к этому вопросу, содержится в следующих стихах: «Итак знай и разумей: с того времени, как выйдет повеление о восстановлении Иерусалима, до Христа Владыки семь седмин и шестьдесят две седмины; и возвратится [народ] и обстроятся улицы и стены, но в трудные времена. И по истечении шестидесяти двух седмин предан будет смерти Христос, и не будет; а город и святилище разрушены будут народом вождя, который придет, и конец его будет как от наводнения, и до конца войны будут опустошения. И утвердит завет для многих одна седмина, а в половине седмины прекратится жертва и приношение, и на крыле [святилища] будет мерзость запустения, и окончательная предопределенная гибель постигнет опустошителя"» (Дан. 9:25-27).

Указ о восстановлении Иерусалима был издан в седьмой год царя Артаксеркса, или в 457 г. до РХ (см. 7 главу Ездры). Там записаны указы о восстановлении Иерусалима (см. Ездра 1:1-4; 5:1-15), но этот – единственный, который предусматривал полное восстановление Иерусалима в его былой силе и славе и, следовательно, именно он должен был быть упомянут в пророчестве Даниила.

Со дня издания этого указа и до пришествия Мессии должно было пройти семь седмин и шестьдесят две седмины, то есть шестьдесят девять недель или четыреста восемьдесят три дня. Конечно, это не означает, что Мессия должен был прийти через год с небольшим с момента издания указа, но пророчество о днях – это то пророчество, в котором народы представлены в виде образов (см. Дан. 8:1-14), и, следовательно, дни тоже должны были быть символическими. В пророчестве, записанном в Иез. 4:6, мы читаем, что пророческий день – это буквальный год. Соответственно, в отрывке в Дан. 9:25 говорится, что через 483 года со дня указа Артаксеркса (457 г. до РХ) должен прийти Царь, Мессия.

«Но, - говорят некоторые, - четыреста восемьдесят три года с 457 г. до РХ захватывают период нашей эры. Это действительно так, но это предусмотрено пророчеством. Слово «Мессия» означает «Помазанник» (См. Ин. 1:41). Сравнивая разные места Писания, мы обнаружим, что Его помазание произошло во время крещения.

В Деян. 10:37, 38 Апостол Петр говорит о Слове, которое Бог послал израильскому народу, проповедуя мир через Иисуса Христа: «То Слово, о котором я говорю, вы уже знаете, происходившее по всей Иудее, начиная от Галилеи, после крещения, проповеданного Иоанном: как Бог Духом Святым и силою помазал Иисуса из Назарета, и Он ходил, творя добро и исцеляя всех, угнетенных диаволом» (Деян.10:37,38 KJV).

Из этого мы узнаем, что после того, как Иисус был помазан Духом Святым, Он сразу же начал совершать служение. Обратившись к текстам Мф. 3:16:17, мы находим, что когда Иисус вышел из воды, в которой был крещен, Дух Божий сошел на Него в виде голубя, и голос Божий произнес: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение».

Таким образом, было провозглашено Самим Богом, что Иисус отделен для совершения Своей божественной миссии. И вскоре после этого мы находим Его в синагоге, говорящего: «Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать (проповедовать Евангелие) нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедывать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу» (Лук.4:18).

Поэтому Иисус стал Мессией, Помазанником во время Своего крещения. До этого момента Он не обладал этим титулом. И если мы посмотрим, то увидим, что это произошло ровно через четыреста восемьдесят три года после издания указа Артаксерксом о восстановлении Иерусалима.

Иисус был крещен в возрасте тридцати лет (См. Лк. 3:23). Но это не 30 г. н.э., потому что отсчет христианской эры начался спустя четыре года после рождения Христа. Из Лк. 1:13, 36 мы узнаем, что Иисус был всего на шесть месяцев младше Иоанна Крестителя. Так как еврейские священники приступали к служению в Святилище в возрасте 30 лет (Чис. 4:30), и Иисус также, следуя этому правилу, крестился в возрасте 30 лет, мы можем сделать вывод, что Ионанн Креститель начал свое служение, как предтеча Христа в том же возрасте, то есть на шесть месяцев раньше, чем был крещен Иисус.

Поэтому, если мы найдем дату начала служения Иоанна, мы узнаем дату крещения Иисуса. В следующем отрывке из Священного Писания наиболее ясно указано время, когда Иоанн начал свое служение: «В пятнадцатый же год правления Тиверия кесаря, когда Понтий Пилат начальствовал в Иудее, Ирод был четвертовластником в Галилее, Филипп, брат его, четвертовластником в Итурее и Трахонитской области, а Лисаний четвертовластником в Авилинее, при первосвященниках Анне и Каиафе, был глагол Божий к Иоанну, сыну Захарии, в пустыне. И он проходил по всей окрестной стране Иорданской, проповедуя крещение покаяния для прощения грехов» (Лук.3:1-3).

Тиверий кесарь начал править вместе со своим отцом в 12 г. н.э., и поэтому пятнадцатым годом его правления будет 27 г. н.э. Иоанн начал свое служение и Иисус крестился в 27 г. н.э. Давайте теперь посмотрим, соответствует ли это тому, что сказал ангел. Четыреста восемьдесят три года с 457 г. до н.э. оканчиваются в 26 г. н.э., если мы считаем с первого дня 457 г. до н.э. Но указ вышел в принципе в 457 г. до н.э., а не в первый день этого года и, следовательно, до начала христианской эры оставалось четыреста пятьдесят шесть с небольшим лет из четырехсот восьмидесяти трех.

Если вычесть из четырехсот восьмидесяти трех лет четыреста пятьдесят шесть с дробью, получим двадцать шесть с дробью. То есть более двадцати шести из четырехсот восьмидесяти трех лет остается после начала христианской эры. Тогда мы оказываемся в 27 г. н.э., и именно в этом году, как мы уже поняли, на самом деле произошло крещение Иисуса. И в это время Иисус начал проповедовать, говоря: «исполнилось время и приблизилось Царствие Божие: покайтесь и веруйте в Евангелие» (Мрк. 1:15).

Поэтому, если бы иудеи были внимательны к пророчествам, которые были у них на руках, и искренно верили им, то они бы приняли Иисуса как Мессию тут же, как только увидели, что на Него сошел Святой Дух во время крещения.

Но ангел сказал Даниилу еще больше о Христе. С момента издания указа о восстановлении Иерусалима, еврейскому народу было отведено семьдесят пророческих недель или четыреста девяносто лет. Поэтому, когда Иисус был крещен, оставалась еще одна седмица лет. Об этой седмице, которая начинается с 27 г. н.э., говорится в Дан. 9:27: «И утвердит завет для многих одна седмина, в половине седмины прекратится жертва и приношение». Все иудейские жертвы и приношения олицетворяли собой настоящую Жертву Христа, и когда «предан будет смерти Христос, и не будет», жертвы должны прекратятся.

Иисус был распят во время Пасхи (См. Мф. 26:2). Прочитав Ин. 2:13; 5:1; 6:4; 12:1, мы увидим, что Пасха, во время которой Он был распят, была четвертой после Его крещения. Его служение длилось три с половиной года, и Писание исполнилось, потому что говорилось, что в середине седмицы (последняя седмица, отведенная израильскому народу), жертвы должны были прекратиться. «Ибо жители Иерусалима и начальники их, не узнав Его и осудив, исполнили слова пророческие, читаемые каждую субботу» (Деян. 13:27).

Так же точно был предсказан характер служения Иисуса. Исаия сказал о Нем: «страхом Господним исполнится, и будет судить не по взгляду очей Своих и не по слуху ушей Своих решать дела. Он будет судить бедных по правде, и дела страдальцев земли решать по истине; и жезлом уст Своих поразит землю, и духом уст Своих убьет нечестивого» (Ис. 11:3,4). «Но Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни» (Ис. 53:4).

Его жизнь, описанная в Евангелиях, показывает, что Он «ходил, творя добро и исцеляя всех, угнетенных диаволом»; и Матфей говорит, что исцеление больных и изгнание бесов явилось исполнением пророчества Исаии: «Придя в дом Петров, Иисус увидел тещу его, лежащую в горячке, и коснулся руки ее, и горячка оставила ее; и она встала и служила им. Когда же настал вечер, к Нему привели многих бесноватых, и Он изгнал духов словом и исцелил всех больных, да сбудется реченное через пророка Исаию, который говорит: Он взял на Себя наши немощи и понес болезни» (Мф. 8:14-17).

Когда Иоанн, сидя в темнице, послал учеников узнать у Христа, действительно ли Он – Мессия, Иисус ответил: «пойдите, скажите Иоанну, что слышите и видите: слепые прозревают и хромые ходят, прокаженные очищаются и глухие слышат, мертвые воскресают и нищие благовествуют» (Мф. 11:4, 5). Это было прямым исполнением пророчества, произнесенного семьсот лет назад: «Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедывать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу» (Лк. 4:18; Ис. 61:1).

Давид был пророком (Деян. 2:29, 30), и многие из его псалмов, даже когда он писал от первого лица, относятся ко Христу. Мы знаем, что Иисус «пришел к своим, и свои Его не приняли» (Ин.1:11), и далее Иоанн говорит о Нем, что «и братья Его не веровали в Него» (Ин. 7:5). Это было точным исполнением пророческих слов Давида: «чужим стал я для братьев моих и посторонним для сынов матери моей» (Пс. 68:9).

Незадолго до Своего распятия Христос въехал в Иерусалим, сидя на молодом осле, «на которого никто из людей не садился», и множество людей шло перед ним, расстилая свои одежды и пальмовые ветви, и все люди восклицали: «осанна Сыну Давидову! благословен Грядущий во имя Господне!» (Мф. 21:9; Ин. 12:13). Но во время этого волнующего события никто из них не подумал, что они исполняют слова, написанные пророком Захарией: «Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной» (Зах. 9:9).

«Тогда один из двенадцати, называемый Иуда Искариот, пошел к первосвященникам и сказал: что вы дадите мне, и я вам предам Его? Они предложили ему тридцать сребренников» (Мф. 26:14, 15). Ни Иуда, ни священники не задумались о том, что они исполняют пророчество Захарии: «И скажу им: если угодно вам, то дайте Мне плату Мою; если же нет, - не давайте; и они отвесят в уплату Мне тридцать сребренников» (Зах. 11:12).

Иуда сидел рядом с Иисусом во время последней Пасхи. Когда ученики спросили у Иисуса, кто предаст Его, «Иисус отвечал: тот, кому Я, обмакнув кусок хлеба, подам. И, обмакнув кусок, подал Иуде Симонову Искариот» (Ин. 13:26). Это было точным исполнением пророческих слов Давида: «даже человек мирный со мною, на которого я полагался, который ел хлеб мой, поднял на меня пяту» (Пс. 40:9; Ин. 13:18).

В ту последнюю ночь, когда Иисус разговаривал со Своими учениками, Он сказал: «Вот, наступает час, и настал уже, что вы рассеетесь каждый в свою [сторону] и Меня оставите одного; но Я не один, потому что Отец со Мною» (Ин.16:32). Хотя они все заявляли, что не предадут Его, когда толпа пришла с мечами и палками, чтобы схватить Иисуса, «оставив Его, все бежали». Через это исполнились слова пророка: «О, меч! поднимись на пастыря Моего и на ближнего Моего, говорит Господь Саваоф: порази пастыря, и рассеются овцы! И Я обращу руку Мою на малых» (Зах. 13:7; см. Мф. 26:31).

Давид сказал: «о мне толкуют сидящие у ворот, и поют в песнях пьющие вино» (Пс. 68:13). Без сомнения, это имело место в жизни Давида; но в этом, как и во многих других ситуациях, он был прообразом Христа, и эти слова исполнились, когда придворные Ирода, толпа, пришедшая с первосвященником, унижали Его и насмехались над ним, плевали Его и били, когда Пилат приказал бичевать Его (Мф. 26:67, 68; 27:26-30; Лк. 23:11). Так было исполнено пророчество Исаии: «Я предал хребет Мой биющим и ланиты Мои поражающим; лица Моего не закрывал от поруганий и оплевания» (Ис.50:6).

Мы видели, что Захария предсказал то, сколько заплатят Иуде за предательство Иисуса. Но пророк также сказал о том, что будет сделано с теми деньгами, за которые была предана кровь. «И скажу им: если угодно вам, то дайте Мне плату Мою; если же нет, - не давайте; и они отвесят в уплату Мне тридцать сребренников. И сказал мне Господь: брось их в церковное хранилище, - высокая цена, в какую они оценили Меня! И взял Я тридцать сребренников и бросил их в дом Господень для горшечника» (Зах. 11:12, 13).

Обратите теперь внимание на то, как угрызения совести Иуды заставили его исполнить пророчество: «Тогда Иуда, предавший Его, увидев, что Он осужден, и, раскаявшись, возвратил тридцать сребренников первосвященникам и старейшинам, говоря: согрешил я, предав кровь невинную. Они же сказали ему: что нам до того? смотри сам. И, бросив сребренники в храме, он вышел, пошел и удавился. Первосвященники, взяв сребренники, сказали: непозволительно положить их в сокровищницу церковную, потому что это цена крови. Сделав же совещание, купили на них землю горшечника, для погребения странников» (Мф. 27:3-7).

В Мф. 27:9 сказано о пророчестве Иеремии, а не Захарии; это, конечно же, связано с ошибкой расшифровщика, поскольку в иврите изменение одной буквы в имени Захария превращает Захарию в Иеремию. Это ни в коей мере не влияет на исполнение пророчества. Оно было написано за пятьсот лет и исполнилось буквально.

Когда Иисус был пригвожден ко кресту, гвозди были в Его руках и ногах, и один из воинов вонзил копье в бок (Ин.19:34; 20:25). Сотни лет назад пророк Давид предсказал это, сказав «Ибо псы окружили меня, скопище злых обступило меня, пронзили руки мои и ноги мои» (Пс. 21:17).

«И, придя на место, называемое Голгофа, что значит: Лобное место, дали Ему пить уксуса, смешанного с желчью; и, отведав, не хотел пить» (Мф. 27:33, 34). Ему дали уксус в ответ на слова «жажду» (Ин. 19:28-30). Это было точным исполнением Пс. 68:22: «И дали мне в пищу желчь, и в жажде моей напоили меня уксусом».

«Воины же, когда распяли Иисуса, взяли одежды Его и разделили на четыре части, каждому воину по части, и хитон; хитон же был не сшитый, а весь тканый сверху. Итак сказали друг другу: не станем раздирать его, а бросим о нем жребий, чей будет, - да сбудется реченное в Писании: разделили ризы Мои между собою и об одежде Моей бросали жребий. Так поступили воины» (Ин. 19:23, 24). Более чем за тысячу лет до этого события, псалмопевец, пророческим взором ставя себя на место Христа, сказал: «делят ризы мои между собою и об одежде моей бросают жребий» (Пс. 21:19).

Исайя, говоря о времени, когда Христу надлежало умереть на кресте, сказал: «к злодеям причтен был» (Ис. 53:12). Это исполнилось, когда Христос, как закоренелый преступник, был повешен между двумя разбойниками (См. Мк. 15: 27, 28).

В псалме, в котором так много сказано пророческих слов о Христе, Давид говорит: «Все, видящие меня, ругаются надо мною, говорят устами, кивая головою: "он уповал на Господа; пусть избавит его, пусть спасет, если он угоден Ему"» (Пс.21:8,9). Обратите внимание, как именно исполнились эти слова во время распятия Христа: «Проходящие же злословили Его, кивая головами своими и говоря: Разрушающий храм и в три дня Созидающий! спаси Себя Самого; если Ты Сын Божий, сойди с креста. Подобно и первосвященники с книжниками и старейшинами и фарисеями, насмехаясь, говорили: других спасал, а Себя Самого не может спасти; если Он Царь Израилев, пусть теперь сойдет с креста, и уверуем в Него; уповал на Бога; пусть теперь избавит Его, если Он угоден Ему. Ибо Он сказал: Я Божий Сын» (Матф.27:39-43).

В этих событиях мы видим иллюстрацию ужасающей ослепляющей силы греха. Первосвященники, книжники и старейшины хорошо знали Писание. В синагогах регулярно читались книги Моисея, пророков, Псалмы; каждый родитель должен был следить за тем, чтобы его дети были хорошо научены Писаниям. И все же они отвращались от действия Святого Духа, пока сами не стали непроизвольными исполнителями пророчеств, с которыми были хорошо знакомы. Им было явлено достаточно доказательств божественности Христа, но они отказались принимать это.

Они для себя решили не верить в то, что Иисус был Христом, так что уже были неспособны верить в это. Когда-то они знали, что Христос был Мессией, но не приняли этого. И теперь, без сомнения, они искренно полагали, что Он – самозванец. И если бы Он сошел с креста, они бы не поверили. Так же будет и с теми, кто отказывается верить в Евангелие Иисуса Христа, которое провозглашает Его Второе пришествие. Павел сказал: «И за сие пошлет им Бог действие заблуждения, так что они будут верить лжи, да будут осуждены все, не веровавшие истине, но возлюбившие неправду» (2Фесс.2:11,12). Здесь уместно выражение «обманчивость греха».

В псалме, который мы цитировали ранее, об Иисусе пророчески сказано: «поношение сокрушило сердце мое» (Пс. 68:21). Прочитаем отрывок из книги доктора С. Гейки (размышление относится к Мф. 27:50; Ин. 19:31-34), который показывает исполнение этого стиха из Священного Писания: «То, что человек мог так быстро умереть на кресте, а особенно Иисус, Который находился в расцвете сил, не был ослаблен недугами, и у Него были силы до последнего, потому что он смог издать такой вопль, даже в ту христианскую эпоху подразумевало некую сверхъестественную причину. Но кровь и вода из Его бока указывают на другое объяснение.

С уверенностью можно заявлять, что непосредственной причиной смерти был разрыв сердца, вызванный душевной мукой. Известно, что чрезмерная радость или горе вызывают разрыв какого-нибудь из отделов сердца, и вытекающий из него поток крови в околосердечную сумку, заполненной бесцветной жидкостью, как вода, в которой и находится сердце. Обычно только после смерти путем вскрытия можно обнаружить этот факт, но в случае с нашим Господом ответ был получен путем удара копьем в бок.

Когда человек умирает от разрыва сердца, рука внезапно переносится к груди, и он пронзительно вскрикивает. Руки Иисуса были пригвождены ко кресту, но мы знаем о страшном вопле. Поэтому Иисус умер буквально от разрыва сердца» (Жизнь Христа, гл. 63).

Другое пророчество исполнилось в событиях, записанных в Ин. 19:31-36: «Но так как [тогда] была пятница, то Иудеи, дабы не оставить тел на кресте в субботу, - ибо та суббота была день великий, - просили Пилата, чтобы перебить у них голени и снять их. Итак пришли воины, и у первого перебили голени, и у другого, распятого с Ним. Но, придя к Иисусу, как увидели Его уже умершим, не перебили у Него голеней, но один из воинов копьем пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода. И видевший засвидетельствовал, и истинно свидетельство его; он знает, что говорит истину, дабы вы поверили. Ибо сие произошло, да сбудется Писание: кость Его да не сокрушится».

В указаниях относительно пасхального агнца евреям было предписано не ломать костей (Исх. 12:46; Чис. 9:12). Этот агнец символизировал Христа, потому что Павел говорит: «Пасха наша, Христос, заклан за нас» (1Кор. 5:7). Теперь, как обычно это делалось, ноги Христа должны были быть перебиты, поскольку так делали для ускорения смерти распятых, и то же сделали для двух воров. Но в этом не было необходимости из-за неожиданно быстрой смерти Иисуса, так что пророчества остались незыблемыми.

Погребение Иисуса описывается так: «Когда же настал вечер, пришел богатый человек из Аримафеи, именем Иосиф, который также учился у Иисуса; он, придя к Пилату, просил тела Иисусова. Тогда Пилат приказал отдать тело; и, взяв тело, Иосиф обвил его чистою плащаницею и положил его в новом своем гробе, который высек он в скале; и, привалив большой камень к двери гроба, удалился» (Мф. 27:57-60).

Так исполнилось пророчество Ис. 53:9: «Ему назначали гроб со злодеями, но Он погребен у богатого, потому что не сделал греха, и не было лжи в устах Его». Невнимательное чтение этого текста (в переводе короля Иакова дословно «Он сделал гроб со злодеями и богатыми») может привести к мысли, что Христос был в могиле как со злыми, так и с богатыми. К этому тексту Барнс прилагает комментарий, который очень точно передает смысл пророчества и его исполнение: «Хенгстенберг переводит так (как и в Синодальном) «Ему назначали гроб со злодеями, но Он погребен у богатого, потому что не сделал греха, и не было лжи в устах Его». Смысл, по его словам, в том, что, не удовлетворившись Его страданиями и смертью, они пытались унизить Его даже после смерти, потому что хотели похоронить Его с преступниками.

Затем оказывается, что цель их не была достигнута… Слово, переведенное, как «сделал», часто встречается в Писании. Согласно Гесениусу, слово это означает «дать»: 1) дать, протянуть руку победителю; 2) отдать в руки кого-либо;… 5) посадить в тюрьму, отдать под стражу… Понятие «давать», «передавать» является основным переводом слова, а не «делать», как это может показаться из перевода короля Иакова; и смысл в том, что Ему преднамеренно назначили гроб со злодеями, или предполагалось, что Его погребут именно там» (Барнс. Ис. 53:9).

Мы сократили комментарий, потому что этого достаточно для понимания. Нет ничего удивительного в том, что евреи, которые оскорбляли Иисуса при жизни всеми возможными способами и подвергли Его самой позорной смерти, должны были изобрести способ дальнейшего унижения без должного погребения. Так же, как поступили бы с преступниками.

Первым шагом было то, что они приказали перебить Ему ноги, но их замыслу не суждено было сбыться для исполнения пророчества, и теперь Его погребли со всеми почестями. Вместо того чтобы быть погребенным с преступниками, как замышляли Его враги, Он был погребен среди богатых. Поэтому мы видим, что невозможно разрушить Божьи планы. «И гнев человеческий обратится во славу Тебе: остаток гнева Ты укротишь» (Пс. 76:10).

Еще одно пророчество, о котором мы должны упомянуть, это – яркий луч света, сияющий от престола Божьего через стены гробницы, свидетельствующий о возвеличивании десницы Божьей. Давид сказал: «Всегда видел я пред собою Господа, ибо Он одесную меня; не поколеблюсь. От того возрадовалось сердце мое и возвеселился язык мой; даже и плоть моя успокоится в уповании, ибо Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тление, Ты укажешь мне путь жизни: полнота радостей пред лицем Твоим, блаженство в деснице Твоей вовек» (Пс. 15:8-11).

Иисус пробыл в гробнице совсем недолго, так что Его тело не знало тления. Апостол Павел в день Пятидесятницы сказал об этом воскресении так: «Мужи братия! да будет позволено с дерзновением сказать вам о праотце Давиде, что он и умер и погребен, и гроб его у нас до сего дня. Будучи же пророком и зная, что Бог с клятвою обещал ему от плода чресл его воздвигнуть Христа во плоти и посадить на престоле его, Он прежде сказал о воскресении Христа, что не оставлена душа Его в аде, и плоть Его не видела тления.

Сего Иисуса Бог воскресил, чему все мы свидетели. Итак Он, быв вознесен десницею Божиею и приняв от Отца обетование Святаго Духа, излил то, что вы ныне видите и слышите. Ибо Давид не восшел на небеса; но сам говорит: сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих» (Деян. 2:29-35).

Таким образом, в свете пророчеств и истории мы кратко проследили жизнь Христа от самого Его рождения в яслях до вознесения на престол на небесах. Мы разобрали только некоторые из самых ярких пророчеств, но мы ясно видим, что их исполнение предоставило ученикам убедительное доказательство того, что Иисус, о Котором они проповедовали, был Христом.

Евреи были оставлены, потому что не узнали времени своего посещения; потому что в своем жестокосердии и слепоте они превратно толковали пророчества и игнорировали их исполнение, а эти пророчества могли умудрить их для спасения. Если такой оказалась их судьба, что же ждет нас, если мы не прислушаемся ко всем пророчествам, которые касаются Второго пришествия Христа в силе и великой славе, «Которого небо должно было принять до времен совершения всего, что говорил Бог устами всех святых Своих пророков от века» (Деян. 3:21), когда Он «воздаст каждому по делам его»?