Иисус Навин, искренне переживая за свой народ, дал им последнее наставление. По его повелению принесли ковчег из Силома, как знак Божьего присутствия, торжественности момента и важности слов. Он подробно изложил историю израильского народа, их доверие Божьей силе и падения, первостепенную роль Бога в этой истории и в том, что Он привел их в землю обетованную, отметил, как Господь оберегал их на всем пути. Иисус знал, что
некоторые израильтяне тайно поклоняются идолам, другие начали сближение с языческими народами, в благоприятной обстановке теряя из вида Того, Кто всегда шел перед ними.
После этого повествования Иисус Навин делает призыв, давая возможность народу сделать выбор – не по принуждению, а добровольно: «Итак, бойтесь Господа и служите Ему в чистоте и искренности; отвергните богов, которым служили отцы ваши за рекою и в Египте, а служите Господу. Если же не угодно вам служить Господу, то
изберите себе ныне, кому служить, богам ли, которым служили отцы ваши, бывшие за рекою, или богам Аморреев, в земле которых живете;
а я и дом мой будем служить Господу» (Нав. 24:14, 15).
Они могли убедиться в силе и благости истинного Бога. А также задать себе вопросы: что сделали идолы для отцов их, для аморреев, которые поклонялись своим богам? Только то, что, довели до состояния, когда те уже были неспособны познать Бога и Его милость даже в тех проявлениях, которые они могли наблюдать. Их взгляды, образ жизни и поступки привели их к смерти. Именно поэтому Иисус увещевает народ удалиться от всего этого, чтобы не вступать на путь смерти. Отступничество происходило
постепенно и незаметно, но, сообразовываясь с окружающими народами в их привычках и мышлении, израильский народ делал шаг в сторону смерти.
«Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем» (Еккл. 1:9). Сатана придумывает все новые уловки, использует индивидуальный подход к каждому, но суть они имеют одну, и Бог открыл нам не только опасности, но и способы, как их избежать. Даже несмотря на то, что сегодня общество изменилось относительно древности, нам угрожают те же опасности, что и народу Божьему во времена Иисуса Навина. Поэтому наставления Иисуса
ровно так же касаются и нас. Тот факт, что среди людей стираются границы между добром и злом, черным и белым,
не означает, что Бог так же смотрит на зло. В Божьем святом отношении черта между жизнью и смертью явна.
«Но мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога,
дабы знать дарованное нам от Бога» (1Кор. 2:12). Иисус молился о Своих последователях: «Не молю, чтобы Ты взял их из мира, но чтобы сохранил их от зла. Они не от мира, как и Я не от мира. Освяти их истиною Твоею; слово Твое есть истина» (Ин. 17:15-17).
«Тем из Его последователей, кому приходится иметь дело с людьми, поглощенными земными заботами, Бог дает благодать в соответствии с их потребностями. Если они всегда будут начеку, то получат от Бога особую мудрость, когда будут вынуждены сообщаться с теми, кто не чтит Господа Иисуса Христа. Всякое дело их должно свидетельствовать о том, что они — христиане. Они должны быть добры и учтивы во всем, что они говорят и делают, показывая, что они пребывают под Божьей властью и водительством, что они служат Господу Иисусу Христу… Последователи Христа должны быть отделены от мира в принципах и интересах, но они не должны изолировать себя от него» (В небесных обителях, 311).
«Изберите себе ныне, кому служить» (Нав. 24:15). «В этом мире есть только два царства — царство Христа и царство сатаны. Каждый из нас принадлежит одному из этих царств» (Медицинское служение, 219). Выбор мы делаем ежедневно, и от этого выбора зависит дальнейшая судьба.
«Не можете служить Богу и маммоне» (Лк. 16:13). «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф. 16:24).
Как сегодня служить Богу «в чистоте и искренности», когда наша природа греховна?
«Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5:8). Как обрести это чистоту сердца? «Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня» (Пс. 50:12). Христос – единственная надежда на избавление от греха, потому что Он Сам безгрешен, и предстал перед Отцом за нас. Он может исцелять только больных, давать зрение слепым и прощать только грешников.
Признавая собственную неспособность жить праведной жизнью и
принимая заслуги Христа верою, мы даем Богу возможность творить и обновлять дух внутри нас.
«Благодаря вмененной праведности Христа, мы считаемся невиновными. Христос каждому человеку дал свидетельство, что Он один способен понести на Себе человеческие скорби, печали и грех. Те, кто верит в Христа как в свою заместительную Жертву и Поручителя, в беспомощности вручая свои души Христу, смогут выстоять, созерцая Невидимого» (От всего сердца, 193). В этом познании мы можем углубляться ежедневно, испытывая на своем опыте Его исцеляющую силу.
«Я молюсь о том, чтобы любовь ваша всё более возрастала в полноте знания и глубине видения, дабы
вы всегда и всё могли верно распознавать, и в День Христа оказались чисты и непорочны» (Флп 1:9-10, перевод Кулакова).
Важно, чтобы к моменту, когда мы встанем перед важным выбором, мы могли верно распознать и происходящие события, и свою роль в них, и свой долг. Трезво оценить, является ли наша жизнь служением Богу или идолам отцов.
Как в день Христа оказаться чистыми и непорочными?
«И еще скажу вам, братья: пусть мысли ваши будут заняты
только тем, что истинно и честно, что справедливо и чисто, что достойно любви и восхищения, тем, что во всех отношениях хорошо и похвально» (Флп. 4:8, перевод Кулакова).
Подготовка ко дню Христа начинается уже сегодня. Чтобы нам быть способными радоваться небесной атмосфере на небесах, важно, чтобы эта небесная атмосфера окружала нас сегодня, чтобы Царство Божье было внутри нас.
«Каждый христианин обязан постоянно стоять на страже, охраняя подступы своей души, куда может проникнуть сатана. Он должен молиться о Божественной помощи и в то же время решительно сопротивляться всякой склонности ко греху. Мужеством, верой и неустанным трудом он может побеждать. Но пусть он помнит, что для обретения победы Христос должен пребывать в нем и он — во Христе» (Превозносите Иисуса Христа, 340). Без нашего решения и выбора Христос не может насильно вселиться в нас. Оставить то, что удерживало нас в прошлом. Но для этого
должен быть изменен наш ум, потому что человеческий разум не всегда способен «всё верно распознавать» (См. Флп. 1:9-10).
«Отказаться вам должно от прежнего образа жизни, от старой своей, обманутой похотями, тленной природы. Сам
образ мыслей ваших должен обновиться» (Еф. 4:22-23, перевод Кулакова). Тогда Господь сотворит в нас сердце чистое и даст
способность отличать святое от земного, даст силу отказаться от прежнего образа жизни и жить Его жизнью, имея ум Христов.
«И отвечал народ, и сказал: нет, не будет того, чтобы мы оставили Господа и стали служить другим богам! Ибо Господь — Бог наш, Он вывел нас и отцов наших из земли Египетской, из дома рабства, и делал пред глазами нашими великие знамения и хранил нас на всем пути, по которому мы шли, и среди всех народов, через которые мы проходили. Господь прогнал от нас все народы и Аморреев, живших в сей земле. Посему и мы будем служить Господу, ибо Он — Бог наш.
Иисус сказал народу:
не возможете служить Господу, ибо Он, Бог святой, Бог ревнитель, не потерпит беззакония вашего и грехов ваших.
Если вы оставите Господа и будете служить чужим богам, то Он наведет на вас зло и истребит вас, после того как благотворил вам.
И сказал народ Иисусу: нет, мы Господу будем служить.
Иисус сказал народу: вы свидетели о себе, что вы избрали себе Господа — служить Ему?
Они отвечали: свидетели.
Итак, отвергните чужих богов, которые у вас, и обратите сердце свое к Господу, Богу Израилеву» (Нав. 24:16-23).
Если бы Иисус исходил только из того, что ранее народ многократно оставлял Бога, тогда в этом бы звучала обреченность. Но этими словами Иисус пытался даровать им надежду. Признав свою неспособность жить праведной жизнью, они бы дали Богу возможность творить и действовать так же, как некогда Он шел перед ними, как разрушал стены Иерихона. Тем не менее, израильтяне, как некогда их отцы перед Синаем, пообещали, что будут служить Господу.
«Беззаконного уловляют собственные беззакония его, и в узах греха своего он содержится» (Прит. 5:22). Израиль,
самонадеянно взял на себя ответственность своего собственного спасения и заключил завет, который мог привести только к рабству и смерти. «И весь народ отвечал единогласно, говоря: все, что сказал Господь, исполним» (Исх.19:8). «Нет, не будет того, чтобы мы оставили Господа и стали служить другим богам» (Нав. 24:16).
Иисус предостерегал их от обещаний, которые они были неспособны выполнить, так как выполнение Завета зависело не от их обещаний,
но от живой и постоянной веры в Бога каждого отдельного человека в народе израильском. И как раз это единственное условие, Израиль и не выполнил. Народ не пребыл в вере. Они даже не осознавали сути своих обещаний, что без Христа не в состоянии будут исполнять Закон Божий и служить Ему.
Странствование по пустыне и завоевание земли обетованной должны были научить израильтян смирению и тому, что без Бога и Его силы они не способны ни на что, а также доверию Его силе, которую Он проявлял многократно.
Наша слабость – это Божье могущество. «Прежде чем произойдут коренные изменения, люди должны осознать свою полную неспособность повиноваться Богу. Они нарушили Его закон, который осуждал их как грешников и не предусматривал пути спасения. До тех пор пока они полагались на собственную силу и праведность, они не могли рассчитывать на прощение грехов, не могли соответствовать требованиям совершенного Закона Божьего, и тщетно было клясться, что они будут служить Богу.
Только верой в Христа могли они заслужить прощение грехов и
обрести силу повиноваться Закону Божьему. Если они хотели, чтобы Бог принял их, то должны были уповать на спасение, полагаясь не на свои силы, но — целиком и полностью — на заслуги обетованного Спасителя»
(Патриархи и пророки, 524)В чем была разница между необдуманным обещанием Израиля идти за Богом и словами Иисуса Навина: «а я и дом мой будем служить Господу» (Нав. 24:15)?
На своем опыте многократно он испытывал Божью творческую силу, он покорялся Богу, а Господь руководил им, дав выстоять среди нечестия, ропота и затруднений.
«Нет делающего добро, нет ни одного» (Рим. 3:12). Никто не имеет в самом себе ничего такого, из чего могла бы быть воспроизведена праведность. Что же тогда делает Бог? Он Сам являет Свою праведность во всех и на всех верующих, так что они становятся праведными во Христе (см. 2 Кор. 5:21). «И уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти,
то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня» (Гал. 2:20).
«Кто жаждет, иди ко Мне и пей. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой» (Ин 7:37-38). Бог объявляет Свою праведность на тех, кто Ему верит. Бог просто
говорит грешнику, который сам по себе бессилен, и у кого нет ничего, что бы он мог предложить Богу взамен, но который полагается на заслуги Спасителя: «ты праведен!»
Как только грешник принимает эти слова верой, он перестает быть грешником. Слово Божье, говорящее о праведности,
имеет ее в самом себе. И как только грешник верит этому слову, принимая его в сердце, он вместе с ним
принимает и праведность Божью. С того момента из такого сердца проистекают источники жизни. В нем начинается новая жизнь, и эта жизнь является жизнью повиновения заповедям Божьим, в Нем мы можем стойко переносить испытания. Бог призывает всех, кто избрал служение Ему, твердо стоять на фундаменте вечной истины.
«Когда сатана пытается разрушить ограду души, искушая нас потворствовать греху, мы должны с помощью живой веры сохранить нашу связь с Богом и довериться Его силе, способной помочь нам преодолеть любую осаду. Нам следует избегать зла и стремиться к праведности, кротости и святости…Пришло время каждому из нас решить, на чьей мы стороне. Силы сатаны будут работать с каждым разумом, который позволит себе быть под его воздействием. Но есть еще и небесные силы, готовые пролить яркие лучи славы Божьей на всех, кто пожелает Его принять… Каждый день мы свидетельствуем своим поведением, кому избрали служить» (Наше высшее призвание 15).
«Нам не нужно видеть весь путь или знать будущее. Одно мы знаем наверняка, потому что об этом сказал Бог, — человек, боящийся Бога и поступающий по правде, будет принят Им. Больше ничего знать не нужно. День за днем ходите перед Богом в смирении и раскаянии. Ваша будущая участь зависит от того, какой путь вы изберете. «
Изберите себе ныне, кому служить» (Нав. 24:15)» (Взгляд ввысь, 73).
Телеграм канал: https://t.me/chto_est_istina
Вк: https://vk.com/chto_est_istina