Свидетельство веков
Точное исполнение пророчества о Тире
«Таково определение, постановленное о всей земле, и вот рука, простертая на все народы, ибо Господь Саваоф определил, и кто может отменить это? рука Его простерта, - и кто отвратит ее?» (Ис.14:26,27).

Когда Павел и Варнава увещевали жителей Листры отвернуться от суеты идолопоклонства, они сказали, что Бог «попустил всем народам ходить своими путями, хотя и не переставал свидетельствовать о Себе благодеяниями, подавая нам с неба дожди и времена плодоносные и исполняя пищею и веселием сердца наши» (Деян.14:16,17).

Это – одни из средств, с помощью которых Бог свидетельствует о себе народам.

Пророк указывает на абсурдность и непростительность идолопоклонства, просто показывая процесс создания богов.

Человек сажает дерево, выращивая до тех пор, пока то не станет достаточно большим, чтобы можно было его использовать, затем срубает, и часть дерева идет на дрова, на которых разжигается огонь, готовится пища (См. Ис. 44:14-16). «А из остатков от того делает бога, идола своего, поклоняется ему, повергается перед ним и молится ему, и говорит: "спаси меня, ибо ты бог мой"» (Ис.44:17).

Затем пророк указывает на отсутствие здравого смысла у человека, которым, однако, наполнена природа и явления. Если дождь питает дерево, из которого человек высекает себе бога, то почему тогда он не поклоняется силе, дающей дождь, если он не знает, кто такой Бог?

Если бы он сделал это, то ходил бы в свете здравого смысла, разума и веры и нашел бы Того, кто стоит за всем.

Люди, которые этого не делают, не имеют оправдания («Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы, так что они безответны» (Рим.1:20)).

Но Бог «не переставал свидетельствовать о Себе» не только, посылая дождь и урожай. Он открыл себя и через живое свидетельство. Когда Египет олицетворял на мировой арене силу, мудрость и влияние, Бог явил в этой земле Свою силу и славу таким образом, что все народы узнали о ней.

Хананеи также услышали об этом и узнали, что Бог, избавивший Израиль, был Богом на небе вверху и на земле внизу (См. Иис.Нав.2:9-11).

Следующая нация, сменившая Египет по авторитету и влиянию в мире, была Ассирия. Когда Ассирия развратилась и удалилась от Бога, Господь милостиво послал еврейского пророка, чтобы призвать к покаянию (Ион. 1:2,3).

После Он снова и снова свидетельствовал Ассирии о том, Кто есть Бог, и, пожалуй, самым примечательным примером стало поражение войска Сеннахирима (Ис. 37).

Затем Вавилонская империя распростерлась на все народы, и ее Бог не оставил без свидетельства о Себе. Он засвидетельствовал непосредственно Навуходоносору во сне о великом истукане и через истолкование еврейским пленником Даниилом.

Затем, когда три еврейских юноши были брошены в печь, Бог засвидетельствовал о Себе всем провинциям этой могущественной империи через присутствовавших на том событии представителей («И собрались сатрапы, наместники, военачальники, верховные судьи, казнохранители, законоведцы, блюстители суда и все областные правители на открытие истукана, которого Навуходоносор царь поставил» (Дан.3:3), а затем через указ царя «И от меня дается повеление, чтобы из всякого народа, племени и языка кто произнесет хулу на Бога Седраха, Мисаха и Авденаго, был изрублен в куски, и дом его обращен в развалины, ибо нет иного бога, который мог бы так спасать» (Дан. 3:29).

Затем, когда Навуходоносор получил предостережение от Бога (Дан. 4:5-27), был изгнан от людей, чтобы семь лет обитать со зверями полевыми, она узнал, что Господь управляет всеми планами людей, что Он выше всех Богов, и тогда, когда к нему вернулся разум, он возвестил «всем народам, племенам и языкам, живущим знамения и чудеса, какие совершил надо мною Всевышний Бог, угодно мне возвестить вам. Как велики знамения Его и как могущественны чудеса Его! Царство Его - царство вечное, и владычество Его - в роды и роды» (Дан. 3:32,33).

И когда Вавилонская империя стояла на краю своей могилы, Бог Своей рукой засвидетельствовал развращенному царю на стене дворца, что он «взвешен на весах и найден очень легким; а его царство разделено и дано Мидянам и Персам» (См. Дан.5:27,28).

Итак, на смену пришла мощь Мидии и Персии, и через эту силу Бог снова засвидетельствовал о Себе: «всем народам, племенам и языкам, живущим по всей земле» (Дан. 6:25).

Даниил, раб Божий, был брошен в львиный ров, а вышел оттуда целым и невредимым, потому что Бог послал Своего ангела и заградил пасть львам, так что те не причинили ему вреда.

«После того царь Дарий написал всем народам, племенам и языкам, живущим по всей земле», что Бог Даниила «есть Бог живый и присносущий, и царство Его несокрушимо, и владычество Его бесконечно» (Дан.6:25,26).

Во времена царствования Кира «возбудил Господь дух Кира, царя Персидского, и он повелел объявить по всему царству своему, словесно и письменно: так говорит Кир, царь Персидский: все царства земли дал мне Господь Бог небесный, и Он повелел мне построить Ему дом в Иерусалиме, что в Иудее. Кто есть из вас, из всего народа Его, - да будет Бог его с ним, - и пусть он идет в Иерусалим, что в Иудее, и строит дом Господа Бога Израилева, Того Бога, Который в Иерусалиме» (Ездр.1:1-3).

Когда Александр Македонский находился на пике успеха завоевательных походов, он стоял у храма Всевышнего в Иерусалиме и слушал Божье свидетельство о нем, прочитанное в еврейских Писаниях. И через греческий язык, распространению по всему восточному миру которого способствовала политика Александра, Бог решил засвидетельствовать о Себе, поведав об отданной ради человека жизни, а затем о воскресении Единородного Сына.

Когда миром правила Римская империя, Бог не только не оставил мир без свидетельства о Себе через проповедь Евангелия всем народам, но и через апостола Павла засвидетельствовал о Себе самому главе Римской империи. И с того дня и поныне Бог не оставил ни один народ без свидетельства о Себе.

Свидетельство было явлено не только этим великим империям и народам. В Иер. 27:2-11 содержится копия послания от Господа, направленного «царю Идумейскому, и к царю Моавитскому, и к царю сыновей Аммоновых, и к царю Тира, и к царю Сидона».

Нам не хватит времени перечислить все свидетельства, данные Богом через пророков Иеремию, Иезекииля, Иоиля, Амоса, Авдия, Софонию, Захарию не только Ассирии, Вавилону, Египту, Мидо-Персии, но и Едому, Моаву, Тиру, Сидону, Сирии, Аравии и другим окрестным народам.

Поэтому слова о том, что Бог «не переставал свидетельствовать о Себе» исполнялись буквально во все века. И когда в великий день Божий протрубит труба, соберется перед славным престолом Бога Всевышнего, «великое множество людей, которого никто не мог перечесть, из всех племен и колен, и народов и языков» (Откр.7:9), восклицающих громким голосом: «спасение Богу нашему, сидящему на престоле, и Агнцу!» (Откр.7:10).

Пророчества, предсказание событий, являются одни из Божьих свидетельств людям о том, что эти слова исходят от Бога и им можно доверять.

«Я знал, что ты упорен, и что в шее твоей жилы железные, и лоб твой - медный; поэтому и объявлял тебе задолго, прежде нежели это приходило, и предъявлял тебе, чтобы ты не сказал: "идол мой сделал это, и истукан мой и изваянный мой повелел этому быть"» (Ис.48:4,5).

Господь бросает вызов всем, кто отвергает Его власть: «Представьте дело ваше, говорит Господь; приведите ваши доказательства, говорит Царь Иакова. Пусть они представят и скажут нам, что произойдет; пусть возвестят что-либо прежде, нежели оно произошло, и мы вникнем умом своим и узнаем, как оно кончилось, или пусть предвозвестят нам о будущем. Скажите, что произойдет в будущем, и мы будем знать, что вы боги, или сделайте что-нибудь, доброе ли, худое ли, чтобы мы изумились и вместе с вами увидели» (Ис.41:21-23).

Таким образом мы видим, что пророчества являются атрибутом Божественности: «скажите, что произойдет в будущем, и мы будем знать, что вы боги». Отсюда следует, что власть открывать будущее принадлежит Одному Богу, и следующий отрывок подтверждает это: «вспомните прежде бывшее, от [начала] века, ибо Я Бог, и нет иного Бога, и нет подобного Мне. Я возвещаю от начала, что будет в конце, и от древних времен то, что еще не сделалось, говорю: Мой совет состоится, и все, что Мне угодно, Я сделаю. Я воззвал орла от востока, из дальней страны, исполнителя определения Моего. Я сказал, и приведу это в исполнение; предначертал, и сделаю» (Ис.46:9-11).

Хотя интересно изучать великие пророчества, показывающие возникновение сменяющих друг друга мировых империй и царств, не менее интересно исследовать пророчества, касающиеся отдельных народов и даже городов.

В каждом из них Бог свидетельствовал о Себе, о Своей силе и мудрости, но история Тира примечательная ярким исполнением пророчества.

Тир, «которого начало от дней древних» (Ис. 23:7), был основан колонией из Сидона (См. Ис.23:12) примерно в двадцати пяти милях к югу от материнского города на восточном побережье Средиземного моря и был «насажден на прекрасной местности» (Ос.9:13).

А во дни Исайи в 715 г. до н.э. Тир описывается, как город «который раздавал венцы, которого купцы [были] князья, торговцы - знаменитости земли» (Ис.23:8).

Еще во дни Иорама (904-896 гг. до н.э.) Тир вместе с Филистимлянами вторгся в Иудею, захватил серебро и золото, и наилучшие драгоценности, и отнес в свои капища, а сынов Иуды и сынов Иерусалима продавали сынам Еллинов, чтобы удалить их от пределов их (См. Иоил.3:4-6, Ам.1:6-9, 2Пар.21:16,17).

Строители Тира были невероятно искусны. За тысячу лет до Рождества Христа, когда Соломон собирался строить храм Божий в Иерусалиме, он написал Хираму, царю Тира: «Итак пришли мне человека, умеющего делать [изделия] из золота, и из серебра, и из меди, и из железа, и из [пряжи] пурпурового, багряного и яхонтового [цвета], и знающего вырезывать резную работу, вместе с художниками, какие есть у меня в Иудее и в Иерусалиме, которых приготовил Давид, отец мой. И пришли мне кедровых дерев, и кипарису и певгового дерева с Ливана, ибо я знаю, что рабы твои умеют рубить дерева Ливанские. И вот рабы мои пойдут с рабами твоими, чтобы мне приготовить множество дерев, потому что дом, который я строю, великий и чудный» (2Пар.2:7-9).

Царь Хирам ответил: «Итак я посылаю [тебе] человека умного, имеющего знания, Хирам-Авия, сына [одной] женщины из дочерей Дановых, - а отец его Тирянин, - умеющего делать [изделия] из золота и из серебра, из меди, из железа, из камней и из дерев, из [пряжи] пурпурового, яхонтового [цвета], и из виссона, и из багряницы, и вырезывать всякую резьбу, и исполнять все, что будет поручено ему вместе с художниками твоими и с художниками господина моего Давида, отца твоего» (2Пар.2:13,14).

За 588 лет до Рождества Христова Тир был настолько богат, что мог позволить все борта кораблей из пихты, а мачты из ливанского кедра, весла из дуба Васанского, скамьи из слоновой кости, паруса из тонкого виссона с Египетской вышивкой, окрашенных синей и пурпурной краской.

Жители Сидона и Арвада были у него гребцами, мудрецы – кормчими, а армия была нанята из Персии, Лидии, Ливии и Арвада. Прибывало так много судов, что Тир был местом непрекращающейся мировой ярмарки.

Фарсис по множеству богатства платил за товары Тира серебром, железом, оловом, свинцом.

Иаван, Фувал и Мешех (Греция, Ливия и Россия) приходили с рабами и медной посудой; из дома Фогармы (армяне) доставляли лошадей, строевых коней и мулов.

Дедан (граничивший с Персидским заливом) расплачивались слоновой костью, черным деревом, драгоценными попонами для верховой езды.

Сирия платила карбункулами, тканями пурпуровыми, узорчатыми, виссонами, кораллами и рубинами.

Дамаск – вином Хелбонским и белою шерстью.

Иуда и Израиль – пшеницею Миннифскою и сластями, медом, деревянным маслом и бальзамом.

Аравия – ягнятами, баранами, козами; Сава и Раама (части Аравии) –благовониями, дорогими камнями, золотом.

Вавилон и Ассирия – драгоценными одеждами, шелковыми и узорчатыми материями, которые они привозили в дорогих ящиках, сделанных из кедра. И стал Тир богатым и весьма славным среди морей (См. Иез. 27).

И при этом всем Тир жаждал большего. Не довольствуясь имеющимся, Тир завидовал успешной торговле Иерусалима, и когда Иерусалим был разрушен Навуходоносором, Тир возликовал: «"а! а! он сокрушен - врата народов; он обращается ко мне; наполнюсь; он опустошен"» (Иез.26:2).

Тогда Иезекииль изрек следующее пророчество о Тире: «за то, так говорит Господь Бог: вот, Я - на тебя, Тир, и подниму на тебя многие народы, как море поднимает волны свои. И разобьют стены Тира и разрушат башни его; и вымету из него прах его и сделаю его голою скалою. Местом для расстилания сетей будет он среди моря; ибо Я сказал это, говорит Господь Бог… Ибо так говорит Господь Бог: вот, Я приведу против Тира от севера Навуходоносора, царя Вавилонского, царя царей, с конями и с колесницами, и со всадниками, и с войском, и с многочисленным народом. Дочерей твоих на земле он побьет мечом и устроит против тебя осадные башни, и насыплет против тебя вал, и поставит против тебя щиты; и к стенам твоим придвинет стенобитные машины и башни твои разрушит секирами своими. От множества коней его покроет тебя пыль, от шума всадников и колес и колесниц потрясутся стены твои, когда он будет входить в ворота твои, как входят в разбитый город. Копытами коней своих он истопчет все улицы твои, народ твой побьет мечом и памятники могущества твоего повергнет на землю» (Иез.26:3-11).

Когда было произнесено это пророчество, Иезекииль находился в Вавилоне, а Навуходоносор только завершил разрушение Иерусалима в 587 г. до н.э.

Вскоре после этого Навуходоносор вторгся в Финикию, а за ним сдались все остальные города, кроме Тира, который оказал настолько сильное сопротивление, что армии Навуходоносора потребовалась тринадцатилетняя осада, начавшаяся в 585 г. до н.э., чтобы взять его.

Основная часть города располагалась на материке, но на острове, примерно в полумиле от материка, находился храм главного бога тирян, а также значительная часть населения. Хотя осада длилась долго и встретила мощное сопротивление, так что головы облысели от постоянного ношения шлемов, а плечи натерлись от постоянной работы таранами (См. Иез. 29:18), тем не менее, город, в конце концов был взят.

«Навуходоносор, царь Вавилонский, утомил свое войско большими работами при Тире;… а ни ему, ни войску его нет вознаграждения от Тира за работы, которые он употребил против него» (Иез.29:18), потому что уцелевшие удалились со всеми ценностями на остров.

Благодаря Навуходоносору исполнилась та часть пророчества, в которой было сказано, что стены и башни должны быть разрушены, копытами коней будут истоптаны улицы; но остались невыполненными еще два пункта пророчества 1) «и вымету из него прах его и сделаю его голою скалою»; 2) «и камни твои и дерева твои, и землю твою бросят в воду».

Все же эта часть пророчества сбылась так же точно, как и предыдущая, следующим образом: после разрушения Навуходоносором города тиряне восстановили его, но на острове, а не на материке, а старый город оставался в руинах.

Шло время, и новый город обрел почти прежнюю славу, что и старый, и основными товарами его торговли была рыба, потому что когда Неемия восстанавливал Иерусалим в 445 г. до н.э., он говорит: «и Тиряне жили в [Иудее] и привозили рыбу и всякий товар и продавали в субботу жителям Иудеи и в Иерусалиме» (Неем.13:16).

Он был построен основательно, окружен укрепленными стенами, самая высокая часть которых, обращенная к материку, возвышалась не менее чем на 45 метров. Таким же могучим Тир оставался и в 332 г. до н.э., когда Александр Македонский в ходе завоевания встал перед выбором: осадить его или оставить себе сильнейшего врага.

И он решил взять город и начал одну из самых выдающихся осад, которая длилась семь месяцев. Когда Александр решил осадить Тир, у него не было флота, а город целиком располагался на острове в почти полумиле от материка, вода была глубиной 5.5 метров, так что перспектива его взятия была не самой радужной, тем не менее, он приступил к работе.

Первое, с чего он начал, было сооружение плотины шириной 61 метр от материка к городской стене, и как сказано у Грота, «у него для этого было предостаточно камня» из старого Тира.

И так совершенно и буквально было исполнено пророчество, произнесенное более 250 лет назад о том, что «и камни твои и дерева твои, и землю твою бросят в воду», потому что для сооружения этого вала войска Александра Македонского буквально бросили в воду камни, бревна и землю.

Но и это еще не все, потому что в пророчестве говорилось: «и вымету (выскребу) из него прах его и сделаю его голою скалою».

Материала для плотины было действительно достаточно, чтобы сделать ее такой, какой она была задумана изначально шириной всего в 61 метр. Но на канал обрушивались порывы ветра, и работа часто прерывалась сильными волнами. Кроме того, как тиряне приложили всю свою силу и изобретательность, чтобы разрушить это предприятие, раздражая строителей, сжигая бревна, разрушая вал и разбрасывая камни по воде.

И когда, несмотря на все препятствия, плотина почти дошла до городской стены, в один из штормовых дней тиряне, перебросив все свои военно-морские силы на корабли и судна всех видов, направили большой брандер, нагруженный горючими материалами, на две защитные башни насыпи и подожгли их, тогда как каждый тирянин повреждал плотину так, как только мог.

Они сожгли башни, прогнали рабочих, разрушили деревянную конструкцию, скреплявшую насыпь, и волны обрушились на нее, так что большая часть сооружения была разбита на куски и потонула в море.

Тогда пришлось начинать строительство заново, и ничуть не смутившись, Александр тотчас же принялся за дело, чтобы не просто перестроить плотину, но сделать шире и мощнее прежней.

Разумеется, остатки предыдущей плотины послужили хорошим фундаментом для новой, но требовалось большее количество камней и особенно земли, и поэтому строители были вынуждены буквально «выскребать» землю со старого Тира, наконец, сделав его голой скалой.

Остался неисполненным еще один пункт пророчества «Местом для расстилания сетей будет он среди моря», и очевидно, что это относится к городу на острове, а не на материке («среди моря»).

Это не было совершено во время взятия города Александром. Хотя он его и взял, но не разрушил, и хотя продал многих жителей в рабство, вскоре это место снова было заселено и обрело процветание.

Под властью Рима Тир оставался свободным городом вплоть до правления Августа, который за мятеж лишил его этого статуса.

Страбон описывает его как очень богатый город, живший за счет окрашивания и продажи тирского пурпура. Он также рассказывает, что дома были многоэтажными, даже больше римских.

Город часто упоминается в Евангелиях, и там жили христиане, у которых Павел пробыл неделю на своем последнем пути в Иерусалим (См. Деян. 21:3,4).

Число христиан умножалось до тех пор, пока не стал резиденцией епископа во втором веке. В четвертом веке Иероним назвал его самым красивым и благородным городом Финикии и дивился, казалось бы, не исполнившимся пророчествам о его запустении.

В период крестовых походов он выдержал длительную осаду и был взят в 1124 г., и стал архиепископством, но после завоевания Сирии Селимом I в 1516 г. быстро пришел в упадок и вскоре был разорен окончательно.

В 1610-1611 гг. его посетил путешественник Сэндис, который сказал: «этот некогда знаменитый Тир представляет собой не что иное, как груду руин; тем не менее, они своим жалким видом заставляют наблюдателя задуматься».

В 1697 г. его посетил Мондрелль и высказался так: «на северной стороне находится старый турецкий замок без гарнизона, вы не увидите здесь ничего, кроме обычного Вавилона с разбитыми стенами, колоннами, сводами… здесь уцелел не более, чем один дом, а обитатели этого места – всего лишь несколько бедняков, укрывающихся в подвалах и живущих главным образом за счет рыбной ловли.

В 1751 г. Хассельквист посетил это место: «Мы прибыли в Тир, который теперь носит название Цур, где мы пробыли всю ночь. Ни один из городов, некогда настолько знаменитых, не был настолько разрушен, как этот, за исключением Трои.

Цур едва ли можно назвать жалкой деревней, хотя раньше величалась Тиром, царицей моря. Здесь около десяти жителей – турки и христиане, которые живут рыбной ловлей».

Около 1780 это место посетил Волней: «во всей деревне Тира пятьдесят или шестьдесят семей, которые ведут неприметную жизнь, питаясь продуктами со своего небольшого участка и занимаясь пустяковым рыбным промыслом».

В 1820 г. Джоллифф писал о Тире: «несколько жалких хижин, расположенных неправильными линиями, названные улицами и несколько зданий чуть лучшего качества, занятые правительственными чиновниками, составляют почти весь город».

А в 1838 г. доктор Робинсон провел там воскресенье и поделился своими впечатлениями: «я прогуливался вдоль берега полуострова (соединенный с материком насыпью Александра Македонского) в той части, которая не населена, за исключением места, где можно раскинуть сети, размышляя о гордыне и падении Тира.

Когда-то это был небольшой остров, наполненный дворцами и окруженный флотом, но увы! Богатство и слава, товары и корабельщики, торговцы и купцы, - где они?

Тир действительно стал похожим на голую скалу. Единственные отголоски былого величия – колонны из красного и серого гранита, иногда сложенные по сорок и пятьдесят штук, мраморные столбы, разбитые и разбросанные посреди моря; лачуги, которые ютятся здесь, совершенно не противоречат ужасному приговору: «не будешь вновь построен»».

Так, слово, изреченное Иезекиилем 2474 года назад относительно Тира, полностью и буквально исполнилось.

Иезекииль предсказал, что его стены и прекрасные дворцы будут разрушены. Пятнадцать лет спустя это произошло.

Иезекииль также сказал, что камни, дерева и землю бросят в воду, и выметут из него прах его и сделают его голою скалою. 255 лет спустя это свершилось.

Хотя город и был построен заново посреди моря, как сказал Иезекииль в 587 г. до н.э., что он будет местом для расстилания сетей среди моря, и с 1697 г. и по сей день он так и не был застроен.

Слово, произнесенное Иезекиилем в 587 г. до н.э., - это Слово Божье.

Империи гибнут, народы низвергаются, города разрушаются, трава засыхает, цветы увядают, но Слово нашего Бога пребудет вечно.