Иисус – якорь для души
Библия полна глубоких и ярких иллюстраций, показывающих нам Бога, Его сущность, характер и проявления. Все в природе свидетельствует о любви нашего Господа. И для того, чтобы указать нам на то, чего мы не замечаем, в Слове Господь отставил подсказки, где мы можем увидеть Его проявления. С помощью различных образов Бог являет Себя.

«В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» (Иоан.1:1). Это самое Слово сотворило миры, поддерживает наше существование и по-прежнему обладает творческой силой, способной пересотворить каждого из нас, если мы верой позволяем этому Слову действовать в нас.

«Я свет пришел в мир, чтобы всякий верующий в Меня не оставался во тьме» (Иоан.12:46,47). Бог есть свет, лучи которого от дней вечных исходили от Его престола и освещали путь Его детей во все века и указывали направление. И сегодня этот свет избавляет нас от тьмы греха и изливается на всех тех, кто готов его получить. Такие люди готовы отразить Божье подобие и открыть Его характер миру.

«Верующий в Меня имеет жизнь вечную. Я есмь хлеб жизни» (Иоан.6:47,48). Хлеб, который питает нас, когда мы принимаем Иисуса как своего Спасителя, Он становится частью нас, и как пища поддерживает земную жизнь, так и Господь Своим Словом подпитывает нашу духовную жизнь, позволяя нам возрастать.

«Бог мой - скала моя; на Него я уповаю» (2Цар.22:3). «Я полагаю в Сионе камень краеугольный, избранный, драгоценный; и верующий в Него не постыдится» (1Пет.2:6). Камень, скала или другими словами, основание, фундамент, на котором мы можем строить и пребывать в безопасности. Эти основы открыты нам в Писании. Мы можем возложить на Него все проблемы и заботы и твердо стоять на скале.

Кроме того, Господь оставляет нам надежду на вечную жизнь, которая среди волн греховного мира, готового увлечь в водоворот, удерживает нас, способная среди окружающей нестабильности даровать покой. Эта надежда находится во Христе. Говоря об этой надежде, апостол Павел предлагает сравнение, хоть и рукотворное, но в функциях которого мы можем глубже понять свое положение в мире и Божью заботу о нас: «для души есть как бы якорь безопасный и крепкий» (Евр.6:19). О том, как, и от чего удерживает нас этот якорь, а также какими будут последствия отказа от якоря, мы поразмышляем позднее.

Обобщенно же мы можем сказать: «Им живем и движемся и существуем» (Деян.17:28).

Если кратко представить отрывок послания к Евреям 6:4-20, то сперва апостол говорит о тех, кто добровольно отказался от благодати, которая некогда освещала жизнь, показывает последствия их дел и ужасающее положение. Затем Павел наставляет верующих, предостерегает от неверного пути. Он также показывает, как Бог действовал в их жизни, в истории и жизни их отцов и завершает свое наставление словами надежды, которая и может безопасным якорем удержать их от падения.

Именно так выглядит структура этой небольшой проповеди Павла об опасностях на пути христианина и о Том, Кто может его уберечь. Поразмышляем теперь над наставлениями из этой проповеди, обращенными и к нам сегодня.

«Ибо невозможно - однажды просвещенных, и вкусивших дара небесного, и соделавшихся причастниками Духа Святаго, и вкусивших благого глагола Божия и сил будущего века, и отпадших, опять обновлять покаянием, когда они снова распинают в себе Сына Божия и ругаются [Ему]» (Евр.6:4-6).

Когда Господь призвал каждого из нас, проявилось одно из Его свойств – свет. Он освободил нас от власти тьмы и греха и дал воссиять солнцу праведности.

Возможно ли, чтобы человек, ставший причастником Духа Святого, вкусивший "благого глагола Божьего и сил будущего века", получив полное просвещение, снова отпал?

«Дух же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским» (1Тим.4:1). Отпадение людей совершенно не говорит о том, что они никогда и не имели веру. Идя по воде к Иисусу, Петр начал тонуть, потому что его вера поколебалась, он засомневался.

И в нашей жизни может случаться, что заботы и тревоги настолько поглощают, а сила Божья проявляется не так явно, и человек рискует забыть свой богатый опыт с Богом и погрузиться в уныние. Но Бог действует ярко в жизни каждого из нас, и каждый может найти в своей жизни моменты, доказывающие Божье присутствие в нашей жизни. Кроме того, мы испытали на себе благодать, удерживающую от греха и дающую силу исполнять Божью волю.

«Вспомните прежние дни ваши, когда вы, быв просвещены, выдержали великий подвиг страданий» (Евр.10:32).

Когда нас одолевают беды, теснят трудности, которые кажутся непреодолимыми, не стоит роптать, - нужно вспоминать прошлые опыты проявления любви и милосердия Господа. Взирая на Иисуса, Источник и Совершителя нашей веры, мы можем, как бы видя Невидимого, оставаться стойкими, и это сохранит наш ум от мрака неверия.

Поэтому нам сказано: "не гордись, но бойся". Как нам устоять? - "Верой" (Рим. 11:20).

Из этого следует, возрастание в вере является ежедневным делом, а отношения с Богом требуют регулярного общения с Ним и исследования Его воли, выраженной в Слове.

«Ибо невозможно… отпадших, опять обновлять покаянием, когда они снова распинают в себе Сына Божия и ругаются [Ему]» (Евр.6:4-6).

Эти слова написаны совершенно не для того, чтобы пробудить в нас тревогу и заставить сомневаться в том, примет ли нас Господь, потому что Он заверил нас: «приходящего ко Мне не изгоню вон» (Иоан.6:37). «Ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим.8:39).

В каком случае Бог ничего не может сделать для человека? Когда он сам отлучает себя, добровольно попирает Сына Божия (сатана был первым, кто попрал Божьего Сына и отказался признавать Его положение и задумал свержение), не почитает за святыню Кровь завета, то есть отвергает жертву Иисуса и отвергает очищающую силу Крови завета, и Духа благодати оскорбляет (См. Евр. 10:29), тем самым отказываясь от предложенного дара. И тогда "не остается более жертвы за грехи, но некое страшное ожидание суда и ярость огня, готового пожрать противников" (10:26, 27).

Проявлением Святого Духа Бог обличает и убеждает грешника, и если работа Святого Духа полностью отвергается, то Господу нечего уже сделать для него. Последнее средство Божественной милости исчерпано. Грешник отрезал себя от Бога, а грех сам по себе не содержит лекарства для исцеления. Не существует иной силы, с помощью которой Бог мог бы убедить и обратить грешника.

Наше «я» должно быть погребено, тогда Господь сможет воскресить нас для новой христианской жизни. «Ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху» (Рим.6:6). «Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни» (Рим.6:4).

С истинным раскаянием в сердце мы можем прийти к подножию креста и там сложить с себя всякое бремя.

Господь не обещал, что борьбы не будет, напротив, мы встретимся с препятствиями со стороны врага и собственной плоти. Никто не будет возрожден без настойчивых усилий, преследующих эту цель. Все должны лично участвовать в этой борьбе. Но Он заверяет нас «довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи» (2Кор.12:9). Что же требуется от нас? Принять эти слова верою и растворить.

«Впрочем о вас, возлюбленные, мы надеемся, что вы в лучшем [состоянии] и держитесь спасения, хотя и говорим так. Ибо не неправеден Бог, чтобы забыл дело ваше и труд любви, которую вы оказали во имя Его, послужив и служа святым. Желаем же, чтобы каждый из вас, для совершенной уверенности в надежде, оказывал такую же ревность до конца, дабы вы не обленились, но подражали тем, которые верою и долготерпением наследуют обетования» (Евр.6:9-12).

Мы видим, что вера подразумевает активность, поскольку она противопоставлена лени. Вера действует. Вера приходит от слышания слова Божьего, а "слово Божие живо и действенно".

Если мы тесно связаны с Иисусом Христом, Источником света и силы, мы сможете стать сильными людьми во Христе. Когда же люди будут зажжены огнем истины, и сердце будет гореть, проповедь Евангелия и свидетельства станут естественным следствием изменения жизни. Получив свет, люди не смогут прятать под сосуд.

Свое яркое предостережение апостол Павел завершает прекрасными словами ободрения.

«Посему и Бог, желая преимущественнее показать наследникам обетования непреложность Своей воли, употребил в посредство клятву, дабы в двух непреложных вещах, в которых невозможно Богу солгать, твердое утешение имели мы, прибегшие взяться за предлежащую надежду, которая для души есть как бы якорь безопасный и крепкий, и входит во внутреннейшее за завесу, куда предтечею за нас вошел Иисус, сделавшись Первосвященником навек по чину Мелхиседека» (Евр.6:17-20).

Что же это за "две непреложные вещи", в которых мы имеем "твёрдое утешение"? Это обетование и клятва Бога. Божье обещание неизменно: "слово Господне пребывает вовек; а это есть то слово, которое вам проповедано посредством Евангелия" (1 Пет. 1:25, дословный перевод).

Бог клялся самим Собой. Когда кто-то клянется чем-либо, это выставляется в качестве залога. В случае неисполнения клятвы залог отнимается. Бог дал Себя в залог. Обетование так же твердо, как сама жизнь Божья. Что же нам обещано? Праведность, прощение грехов. "Ради Него ("через Него" - англ. пер.) возвещается вам прощение грехов" (Дея. 13:38). Если мы верим Богу и доверяем Его слову, наша жизнь находится в таких же надежных руках, как и жизнь Самого Бога.

Эта надежда "для души есть как бы якорь безопасный и крепкий, и входит во внутреннейшее за завесу, куда предтечею за нас вошел Иисус". Слово Предтеча означает, что другие последуют за Ним. один Человек, - представитель людей, - уже находится в личном присутствии Бога. Он уже воссел "одесную престола величия на высоте", став Царём на троне Отца. Но Он также Один из нас, пребывает там как один из нас, а мы – сонаследники.

Итак, мы подошли к яркой иллюстрации христианской надежды, которая вдохновляла детей Божьих во все века. Что если у нас нет якоря?

Тогда на пути человека ничего не удерживает, и он рискует отдаться во власть сатаны.

Измышления сатаны постоянно умножаются, и уклоняющиеся с пути истины заблудятся окончательно. Не имея надежного якоря, они будут дрейфовать от одного заблуждения к другому, влекомые ветрами причудливых доктрин. Сатана приходит с великой силой, и многие будут увлечены его чудесами... Я призываю каждого члена Церкви оставаться твердым, сохранять в ясности те бесценные истины, которые мы услышали. Утверждения Слова Божьего ясны. Твердо укрепитесь стопой своей на основании вечной истины.

Чем опасна тревога? Сатана не дремлет, использует ее как хитрую уловку, чтобы уводить наш взгляд от Христа, сосредоточивая на самих себе, чтобы таким образом заставить потерять из виду Господа.

Некоторые люди дрейфуют без якоря и плавают вокруг да около в тумане неопределенности. Вскоре сатана берется за штурвал и уводит их утлое суденышко туда, куда желает. Если бы эти души не слушали сатану, их не обманули бы его измышления.

«Мы же не из колеблющихся на погибель, но [стоим] в вере к спасению души» (Евр.10:39). Нам дано обетование от Бога, который Своей жизнью клялся, а значит, непременно исполнит его. Эту великую надежду мы принимаем верой, она нас вдохновляет и ободряет, избавляет от тревоги, проникает во внутреннее, за завесу и которая для души как бы якорь безопасный и крепкий. Несмотря на опасности, искушения, уловки сатаны, мы можем полагаться на Того, Кто готов уберечь нас от падения, и тогда среди забот и волнений мы будем сохранять спокойствие, стремясь к большей награде.